Вы здесь
«Когда разметает ветром эти красные дни?»
Дневник сельского пионера П.М. Квалтырева. 1–28 декабря 1929 г.
Публикации документов
УДК 930.25(092)+(093)+94(470.51)
В начале 1980‑х гг. в г. Ижевске был случайно найден комплекс документов, принадлежавших, очевидно, семье Квалтыревых: несколько страниц из № 1 журнала «Военная мысль» за 1919 г. – печатного органа Восточного фронта Рабоче-крестьянской Красной армии; разрозненные листы из литературно-художественного журнала № 53 «Красноармеец» (вероятно, за 1923 г.); брошюра А. Розановича «Как кулак укрывает хлеб от государства», выпущенная Госиздатом в 1929 г.[1]; коллективная фотография членов Всеудмуртской ассоциации революционных писателей[2] из книги на удмуртском языке; Благодарность Главнокомандующего Маршала Советского Союза И.В. Сталина «за овладение гор. Кенигсберг» на имя рядового [?] [Мамонтовича] Квалтырева. Наибольший интерес представляют дневниковые записи Петра Мамонтовича Квалтырева, скорее всего, брата награжденного, за 1–28 декабря 1929 г., удмурта по национальности, на тот период учащегося IV группы школы I ступени с. Красносельское (оно же Красное, Романово), центра Красносельского сельсовета бывшего Нылги-Жикьинского района Вотской (с 1 января 1932 г. – Удмуртской) автономной области. В это время их автору было около 11 лет. Дальнейшая его судьба доподлинно не известна, но по некоторым сведениям, он утонул в омуте возле водяной мельницы с. Нылга в 1930 или 1931 г.
Рассматриваемый в общем комплексе исторических документов, дневник сельского школьника из национальной российской глубинки свидетельствует о том, что свое понимание и оценку эпохальных событий оставили не только в них участвовавшие государственные, политические, религиозные деятели, представители местной администрации или культурной элиты, но и рядовые граждане, которые не обладали высоким статусом, а жили в гуще перемен, в данном случае на рубеже 1920–1930‑х гг., с характерной для этих лет коренной ломкой общественных отношений, разрушением прежнего уклада и формированием нового, социалистического. В марксистско-ленинской историографии смена формаций представлялась прогрессивным явлением. А в современных исследованиях и общественном мнении годы, пережитые страной после октябрьских событий 1917 г., характеризуются разрывом традиций, утратой преемственности культурного опыта, разрушением межпоколенческих связей[3]. Актуальность подобной проблематики усиливается на фоне поиска российским обществом своей идентичности.
В ходе внешней и внутренней критики публикуемого документа удалось установить подлинность, подтвердить авторство, место и время его составления. Дневник представляет собой тонкую, без обложки, тетрадь в крупную линейку на 12 листов, с записями с обеих сторон чернилами, простым и цветными карандашами и с иллюстрациями. Первая запись датируется 1 декабря, последняя – 28 декабря 1929 г. Текст содержит множество грамматических, синтаксических, пунктуационных и иного рода ошибок. Возможно, это связано не только с невысоким уровнем образованности ученика начальной школы, но и с недостаточным владением русским языком. Заметим, что лингвистические проблемы усугубились неудачной попыткой внедрения в Удмуртии в конце 1920‑х – начале 1930‑х гг. нового латинизированного коми-удмуртского алфавита как средства ликвидации неграмотности населения национальных республик и областей.
В центре внимания автора дневника – сюжеты, связанные со становлением советской школы, нацеленной не только на получение знаний, но и на формирование негативного, даже нигилистического отношения к прошлому, героизацию социалистической действительности. В данном плане показателен политизированный подтекст математических задач, когда их содержанием выступали события империалистической войны или судьба семьи Николая II. При изучении гуманитарных предметов ученикам неизменно давались темы докладов, посвященные революционной борьбе. Настольными изданиями юного пионера были книги: «Вчера и завтра», «В борьбе за лучшую жизнь», «Новая деревня»[4] и др. Параллельно формировались позитивные знания о новом государстве – СССР.
Много внимания уделялось самообразованию. Размещенные на страницах дневника стихи собственного сочинения, рисунки акварелью и карандашом на бытовые и военно-исторические сюжеты, схемы и диаграммы, иллюстрирующие политические и демографические процессы в СССР, раскрывают незаурядные творческие способности Петра Квалтырева как начинающего поэта и художника.
Через определенную систему просвещения детей и молодежи новая власть небезуспешно влияла и на старшее поколение. Школьники активно участвовали в ликвидации неграмотности, антирелигиозной пропаганде, распространяли знания по медицине, выступали агитаторами при размещении Третьего займа индустриализации[5]. В результате подспудно во многом за счет крестьянского населения расширялась социальная база пролетарского государства.
Вместе с тем некоторые фрагменты дневника трудно соотносятся с логикой мышления сельского пионера. Восторженно отзываясь о советском строе, Петя Квалтырев неожиданно приходит к выводу: ему нужна не красная, а зеленая власть. В стихах же собственного сочинения задается вопросом: «Когда разметает ветром эти красные дни?» Возможно, такая противоречивая рефлексия на окружавшую его действительность связана с переоценкой «старой» и формированием «новой» традиции, ускорением темпов социализации личности, а также первыми неоднозначными результатами социалистических преобразований. Кроме того, рефреном через весь дневник проходит фраза: Петя Квалтырев «на вольном воздухе». Очевидно, к году «великого перелома» стали проявляться тоталитарные черты партийно-государственного механизма, ограничивавшие личную свободу граждан. Отсюда – своеобразная тоска по воле.
Таким образом, сохранившийся фрагмент дневника П.М. Квалтырева является важным источником, позволяющим верифицировать и объективно оценить основные события раннесоветской истории. Текст публикуется полностью, за исключением некоторых фрагментов на удмуртском языке дублирующего характера. Его оформление проведено в соответствии с Правилами издания исторических документов в СССР 1990 г. Дневник обнаружен одним из публикаторов и хранится в их личном архиве.
Вступительная статья, подготовка текста к публикации
и комментарии С.Л. БЕХТЕРЕВА, Л.Н. БЕХТЕРЕВОЙ.
Список литературы
-
Раннесоветское общество как социальный проект, 1917–1930‑е гг. Ч. 2: Советское общество: культура, сознание, поведение / под общ. ред. Л.Н. Мазур. Екатеринбург, 2019.
-
Социальная мобилизация в сталинском обществе (конец 1920‑х – 1930‑е гг.) / отв. ред. С.А. Красильников. М., 2018.
[1] О принадлежности брошюры семье Квалтыревых свидетельствует, в частности, запись на обороте первой страницы, сделанная простым карандашом Петром Квалтыревым, сопровождающая авторский рисунок с изображением здания школы, стрельбища, винтовки и простреленной мишени фигуры человека: «То место, где мы учились и стреляли [из] винтовки. Квалтырев».
[2] Всеудмуртская ассоциация революционных писателей (ВУАРП, с апреля 1931 г. – Удмуртская ассоциация пролетарских писателей) – первое творческое объединение удмуртских писателей. Создана в марте 1926 г. К. Гердом и Т.К. Борисовым. Основными задачами являлись повышение профессиональной квалификации членов ВУАРП, защита их правовых и экономических интересов; вовлечение широких масс удмуртов – рабочих и крестьян в литературно-творческую деятельность и др. Во второй половине 1920‑х гг. создавались литературные кружки, бригады с участием журналистов, рабочих и сельских корреспондентов (рабселькоров). Как и другие подобные объединения страны, была упразднена в апреле 1932 г. в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций».
[3] Поршнева О.С. Изучение раннесоветского общества в современной историографии: смена парадигм // Вестн. Томского гос. ун-та. 2017. № 423. С. 150–157; Социальная мобилизация в сталинском обществе (конец 1920‑х – 1930‑е гг.) / отв. ред. С.А. Красильников. М., 2018; Раннесоветское общество как социальный проект, 1917–1930‑е гг. Ч. 2: Советское общество: культура, сознание, поведение / под общ. ред. Л.Н. Мазур. Екатеринбург, 2019; Балакин В.С., Загребин С.С. Российская цивилизация: опыт историко-культурного осмысления // Вестн. Южно-Уральского гос. ун-та. Сер.: Социально-гуманитарные науки. 2020. Т. 20. № 2. С. 17–25.
[4] Коваленский М.Н. Вчера и завтра: Как и откуда взялась новая красная Россия. М., 1924; Кравченко А.Г. В борьбе за лучшую жизнь: Простые рассказы о том, как рабочие и крестьяне завоевали свободу. М., 1924; Новая деревня: Книга для чтения в I группе сельской школы / сост. В.И. Волынская и др. М.; Л., 1925; Новая деревня: Книга для чтения во второй группе сельской школы / сост. В.И. Волынская и др. М.; Л., 1925; Новая деревня: Книга для чтения в III группе сельской школы / сост. В.И. Волынская и др. М.; Л., 1926.
[5] Третий заем индустриализации – Государственный внутренний заем индустриализации народного хозяйства Союза ССР, выпущенный постановлением ЦИК и СНК СССР от 24 июля 1929 г. на сумму 750 млн руб. сроком на десять лет. Самая крупная правительственная кредитная операция за всю историю 1920‑х гг. Лозунги подписной кампании: «Займы – опора индустриализации и коллективизации», «Подписка на заем – удар по кулаку в деревне и нэпману в городе». Общая сумма собранных средств составила 671 млн руб. (См.: Пинаев С.М. «Займы индустриализации» конца 1920‑х гг. и особенности их реализации // Вестн. Тамбовского ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. История и политология. 2011. Вып. 8. С. 290–295.)
Дневник Петра Мамонтовича Квалтырева
1–28 декабря 1929 г.
1 декабря 1929 г.
[Задали] нам подготовить статью, делать доклады [к за]втрашнему дню о том, «Как жилось рабочим и [кресть]янам при крепостном праве» и «Как вели рабочие [и] крестьяне борьбу с помещиками и капиталистами». Дома я читал статью из книги «Вчера и завтра» «Как покончили с буржуазной властью», ст[раница] 124, из книги «В борьбе за лучшую жизнь» «У власти», страница 73. Вечером решал задачи, которые были объяснены в классе из задачника Ланков[а][1]. И потом переписывал статью из вотской книги «Как надо учить самому себя школьнику».
2 декабря 1929 г.
Задали нам читать статью из книги «Новая деревня» «Из речи Ленина к крестьянской бедноте, рабочим, солдатам и матросам». И задали решать примеры [на] деление, объясненные в классе. Дома я читал статьи, которые были заданы на дом. И потом решал задачи, заданные на дом. Вечером переписывал статью из книги «Юный пионер» «Как надо пионеру сохранять и укреплять свое здоровье». Квалтырев.
3 декабря 1929 г.
Задали нам по звену подготовить доклады. 1‑му звену – «Мировая война и Февра[льская] революция», 2‑му звену – «Переход земли кресть[янам], фабрик рабочим, власти Советам», 3‑му звену – «Гражданская война». Потом задали на дом устные задачи об империалистической войне из задачника Ланков[а], страница 90. Дома я читал статью из книги «Вчера и завтра», которая была задана на дом. И говорил о том, что неграмотным – тьма, учение – свет. Потом решал задачи, заданные на дом.
4 декабря 1929 г.
Утром писал сочинение для стенной газеты о 3‑м займе индустриализации. Потом решал задачи, которые списывали в классе из задачника Воронец[2], стр[аница] 15. После обеда катался на коньках на вольном воздухе. Вечером читал статью из книги «Вчера и завтра», готовил доклады: «Как рабочие свергли власть буржуазии», «Как отбили удар буржуазии», «Как произошел переворот в Москве», «Как сдалась большевикам Москва». Квалтырев.
5 декабря 1929 г.
В классе задали поговорить дома о 3‑м займе индустриализации. Разъяснял своим родителям, что такое заем и почему он выпущен. Потом читал книгу «Как в 1905 г. работали удмурты»[3]. И писал[A] статьи: «Что такое коммунистическая партия», «Два класса: буржуазный класс и пролетарский класс». И потом решал задачи из задачника Ланков[а], страница 56.
6 декабря 1929 г.
Задали нам устные задачи: решить к завтрашнему дню из задачника Зенченко[4], страница 56. 16 июля 1918 г. расстреляли Николая II с семьей. Под арестом он был 1 г[од], 3 месяца, 25 дней. Когда он был арестован?[5] Потом делал коньки. Вечером писал статью из книги «Женские болезни»[6] и разъяснял своим родителям. Читал из этой же книги громко.
Сочинение
23 февраля 1917 г. свергли царя, и стала власть Временного правительства во главе с Керенским[7]. После Февральской революции положение рабочих и крестьян не улучшилось, власть перешла в руки буржуазии. Стала жизнь такая же, как до Февральской революции. Большевики не стерпели и начали проводить борьбу против буржуазии с вождем В.И. Лениным. [Из]мученные на войне рабочие с войны ушли домой. И начали розбирать всему миру[B]. 25 октября свергли Временное правительство, и власть перешла в руки рабочих и крестьян. Мне не надо красная власть, а зеленая[C]. П. Квалтырев.
7 декабря 1929 г.
Дома я читал статью из книги «Что такое коммунистическая партия»[8] «Два класса». Потом решил задачи из задачника Ланков[а]. Вечером писал материал для стенной газеты, [в котором] продергивал ученицу IV группы Ветошкину Ираиду. И потом рисовал пионера. Квалтырев.
8 декабря 1929 г.[E]


8 декабря 1929 г.[F]
Задали нам решать задачи с условиями на дом из задачника Зенченко, страница 32. Потом задали писать сочинение «Как дети вели борьбу против буржуазии». Дома я решил задачи, которые были заданы на дом. Вечером читал книгу «Какова наша красная Россия». Потом занимался взрослыми.
Как дети вели борьбу против буржуазии
Раньше дети вели борьбу против буржуазии. Они разносили декламации[G], которые печатались тайно. [В] декламациях было написано, как свергнуть царское правительство. Дети передавали [их] рабочим и крестьянам. Прежде детям жилось очень плохо, потому они не стерпели и начали проводить революционное движение. В школах они писали сами сочинение против буржуазии и их исключали из школ за революционное.
9 декабря 1929 г.
Дома я рисовал картинки из журнала «Лапоть»[9]. После обеда занимался взрослыми, объяснял буквы. Потом катался на лыжах на вольном воздухе. Вечером читал статью из книги «Новая деревня» «Как управляется Советский Союз». Потом читал из книги «В борьбе за лучшую жизнь» «Коммунисты СССР и трудящиеся всего мира». Еще читал из книги «Робинзон Крузо»[10] «Робинзон в плену».
10 декабря 1929 г.
Задали нам по звену делать доклады. 1‑му звену – «Роль В.И. Ленина в руководстве коммунизмом», 2‑му звену – «Классовые враги и борьба с ними», 3‑му звену – «Что такое Коминтерн». Потом задали решать примеры со скобками. И задали выучить стихотворение «КИМ»[11]. Дома я читал статью из книги «Новая деревня» «Задачи КИМа» и выучил стихотворение, которое было задано на дом. Решал задачи, заданные на дом. Квалтырев.
<…>[H]
11 декабря 1929 г.
Переписывал вопросы по пройденному. Читал из книги «Юный пионер»[12] «Торжественное обещание». Шил тетрадь корке[I], которую купил [у] Тюлькина Михаила. Потом писал статью из книги «Юный пионер» «Кыл сётон»[J]. Решал задачи из задачника Ланков[а]. Квалтырев.
12 декабря 1929 г.
Чем я сегодня занимался. Я читал статью из книги «Новая деревня» «Жужи», страница 367. Потом писал статью из книги «Новая деревня» «Сон и отдых».
13 декабря 1929 г.
СССР состоит из: 1) РСФСР, 2) Украинской ССР, 3) Белоруской ССР, 4) Закавказской СФСР, 5) Туркменской ССР и 6) Узбекской ССР[13].
Центры
Москва, Харьков, Минск, Тифлис, Полторацк[14], Самарканд.
Российская СФСР есть федерация или соединенное государство, состоящее из 10 областей (краев), губерний, 11 автономных республик и автономных областей[15].
Вопросы по пройденному:[K]
1) Как жилось крестьянам и рабочим при крепостном праве?
2) Как рабочие и крестьяне начали проводить рев[олюционное] дви[жение]?
3) Как рабочие и крестьяне делали забастовки и стачки?
4) Как угнетали национальности?
5) Как жилось помещикам и капиталистам?
6) Когда была Мировая война?
7) Как печаталась[L] подпольная типография?
8) Как дети вели борьбу против буржуазии?
9) Как организовалась Февральская революция?
10) Как свергли Временное правительство?
11) Когда организовалась Октябрьская революция?
12) Когда организовалась КП(б)?
13) Кто был вождем РСДРП?
14) Почему называлась КП(б)?
15) Когда была Гражданская война?
16) Какие есть классы?
17) Когда раскололась СДП на две части?
Вопросы: Квалтырев.
12 декабря 1929 г.
Темы:
Комплексы СССР и строительство социализма.
1) СССР как союз национальностей.
2) Сель[ское] хоз[яйство] СССР.
3) Промышленность СССР.
4) Высшие органы Советской власти.
5) СССР и капиталистические государства.
Пояснение к темам:
1) У нас в СССР много национальностей – около ста.
2) Теперь в СССР устроят сельхозмашины.
3) Промышленники устроят фабрики и заводы.
4) Высший орган советской власти – съезд Советов.
5) В капиталистических странах еще буржуазная власть.
13 декабря 1929 г.
Задали мне решать примеры из задачника Зенченко. Читал я книги «Новая деревня», «Робинзон Крузо», «Книги политических деревне»[M]. Потом решал задачи, заданные на дом из задачника Зенченко, и рисовал из книги «Юный пионер» знаки КИМа. Потом лег спать. Квалтырев.
Кыл сётон <…>[N]
Торжественное обещание
Торжественное обещание пионера: Я, юный пионер Советского Союза, торжественно обещаю своим товарищам:
1) Я буду верен рабочим и крестьянам всего мира и буду помогать работе пролетариев.
2) Я хочу продолжать всеми силами работу Ленина. Буду выполнять Законы пионера. Квалтырев.
На девять делятся те числа, у которых сумма цифр делится на девять. На три делятся те числа, у которых сумма цифр делится на три.
У нас еще не было в школе отряда пионеров. Мы организовали отряд пионеров. Но не все ученики хотят записаться в пионеры. Ученики IV и III группы все должны записаться в пионеры. [Те], кто записался в пионеры, Законы пионера должны [выполнять] всеми силами. У нас отряд пионеров [в] два звена. 1‑е звено «Ленинец». Постановили заниматься один раз в неделю. Мы, юные пионеры, будем твердо и смело стоять и работать за Советскую власть. Через две или три недели мы будем давать торжественное обещание. [Если бы] у нас в школе [все] были пионеры, тогда бы все дружно и смело работали и учились в советской школе. Всем ученикам нужно записаться в пионеры. Квалтырев.
<…>[O]
14 декабря 1929 г.
Утром читал книгу «Робинзон Крузо». Потом писал самим придуманные стихотворения по-вотски. После обеда катался на лыжах на вольном воздухе. После того решал примеры из задачника Зенченко, страница 49. Потом срисовал картинку «Ленин и пионеры» из книги «Юный пионер», страница 39. Родители мыли пол, я возился с ребятами. Потом спал.
15 декабря 1929 г.
Задали нам писать сочинение. Потом рисовал схему. Писал сочинение, заданное на дом. Потом читал книги, [отвечал письменно на] вопросы и [рисовал] схемы.
Вопросы:
1) Какие государства граничат с западной частью СССР?
2) Какие части имеет СССР?
3) Сколько республик в нашем СССР?
4) Сколько област[ей] в нашем СССР?
5) Какие области?
6) Какие республики?
7) Какие име[ются] города [в] тех республиках?
8) Сколько жителей в нашем СССР?
9) Как[ая] высшая власть [в] СССР?
10) Сколько кв. кило[метров] имеет СССР?
Синичка спрашивает товарища: «Что ты так весело поешь?» Скворец сидит и ревет, и его внучек ему говорит: «Что ты, отец, ревешь?» – «Одного сына кошка съела и реву».
Сочинение
В западной части СССР граничит с пятью государствами: Финляндией, Эстонией, Латвией, Польшей, Румынией. СССР имеет две части – Европейскую и Азиатскую. В нашем СССР шесть республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Закавказская СФСР, Туркменская ССР, Узбекская ССР. В нашем СССР десять автономных областей: ВАО, ЧАО, ТАО, МАО и т. д. [В] этих шести республиках города: Москва, Харьков, Минск, Тифлис, Полторацк, Самарканд. В нашем СССР жителей 147 000 [000] человек[16]. [В] СССР высшая власть – съезд Советов Союза, Центральный исполнительный комитет Союза. У нас [в] СССР 45 000 000 квадратных километров[17].
Мынам кылы <…>[P]
Мое слово
Если думаешь учиться, если вступил в пионеры, всю душу, все силы вкладывай туда. Только тогда ты будешь хорошим учащимся, умным пионером.
<…>[Q]
План СССР
1) Расположение СССР.
2) Границы СССР.
3) Республики СССР.
4) Народности СССР.
16 декабря 1929 г.
Задали нам читать статью из книги «Новая деревня» «Как управляется Советский Союз», страница 346. Дома я читал статью, которая была задана на дом. Потом решал задачи из задачника Зенченко, страница 51. Писал сочинение «Какая высшая власть в СССР». Потом рисовал картинки. У нас в СССР высшая власть: 1) съезд Советов; 2) Исполнительный комитет Союза. Местная власть: 1) сельский Совет; 2) городской Совет; 3) волостной съезд; 4) уездный съезд; 5) губернский съезд; 6) областной съезд; 7) съезд Советов союзной республики; 8) Всесоюзный съезд. Раньше управлял властью один царь, а теперь все трудящиеся.
17 декабря 1929 г.
Задали нам читать [раздел] из книги «География» «Устройство нашего государства». Дома я читал статью, которую задали на дом. Потом писал сочинение «Устройство СССР». Рисовал карту «Граница западной части СССР».
18 декабря 1929 г.
Задали нам делать доклады по звену. 1‑му звену – «Что дала Октябрьская революция мелким национальностям», 2‑му звену – «Жизнь угнетенных национальностей царской России», 3‑му звену – «Устройство СССР». Потом задали задачи с условиями из двух параграфов. Вечером читал книгу «Ленин о национальном вопросе».
19 декабря 1929 г.
Утром рисовал картинки Вотского поэта «Кузебая Герда»[18]. Потом писал сочинение о национальностях. Рисовал карту «Гражданская война» (рис. 3). Потом после обеда катался на коньках на вольном воздухе. Когда домой пришел, опять начал учить док[лад].

по железной дороге на Уфу 10–30 ноября 1918 г.
20 декабря 1929 г.
Задали нам решать задачи с условиями из задачника Зенченко и Эменов[а]. Дома я решил задачи, которые задали на дом. Вечером смотрел кинопередвижку[19].
21 декабря 1929 г.
Задали нам придумать самим и решить задачи на деление. Дома я решил задачи, которые были заданы на дом. Потом писал пионерской дневке[R] пионеров и список юных пионеров. Сегодня узнал, какие числа делятся и какие не делятся. На два делятся те числа, которые оканчиваются нулем или четной цифрой. На пять делятся те числа, которые оканчиваются нулем и пятью. На четыре и на 25 делятся те числа, которые оканчиваются двумя нулями или у которых последние две цифры делятся на четыре и на 25. Квалтырев.
22 декабря 1929 г.
Задали нам придумать самим [и] решать задачи на деление. Какие числа делятся на девять и на три. Дома я читал статью из книги «География» «Промышленность СССР». Потом решил задачи, заданные на дом, и писал сочинение «Как я упал в воду».
23 декабря 1929 г.
Задали нам читать статью из книги «Школьники в борьбе за урожай»[20] «Как надо протравливать семя». Дома я читал статью, которую задали на дом. Потом писал статью из песенника «Октябрь». Выучил новые песни по-вотски.
24 декабря 1929 г.
Дома я читал статью из книги «Утренние зори»[21] «Кто такой юный пионер». Потом рисовал картинки с Лениным. После того писал сочинение и стихотворение на вотском языке. После обеда катался на лыжах на вольном воздухе. Потом читал книгу «Робинзон Крузо». Решал задачи из задачника Зенченко и Эменов[а]. Квалтырев.
25 декабря 1929 г.
Дома я читал статью из книги «Школьники в борьбе за урожай» «Праздник первой борозды», страница 36. Потом писал сочинение из журнала «Кузьыли»[22]. После того читал журнал «Кузьыли». Потом пел песни по-вотски антирелигиозн[ые].
26 декабря 1929 г.
Сегодня я пришел из школы домой и пилил дрова. Потом говорил своим родителям о совхозе. После того писал сочинение о совхозе, материал [в] стенную газету. Потом решил зада[чи].
27 декабря 1929 г.
Задали на дом решать устные задачи из задачника З[енченко]. Дома я читал статью из книги «Новая деревня» «Деревенские кулаки». Потом решил задачи, которые были заданы на дом, и писал сочинение на вотском яз[ыке].
28 декабря 1929 г.
Сегодня пилил дрова, потом читал статью о пионерах. Рисовал картинку из журнала «Кузьыли». Решал заданные примеры из задачника Зенченко. Читал статью из книги «География». Квалтырев[S].
Личный архив публикаторов. Л. 1–24. Рукопись. Чернила, карандаш.
[A] Здесь и далее так в документе, правильно: переписывал.
[B] Так в документе.
[C] Так в документе, очевидно, правильно: «Мне нужна не красная власть, а зеленая».
[D] Далее опущено стихотворение Петра Квалтырева «Вож влась», записанное в дневнике на удмуртском языке. В настоящей публикации приводится в русском переводе. Перевод канд. филол. наук Л.Е. Кирилловой.
[E] Далее следуют выполненные чернилами, простым и красным карандашами авторские схемы «Как строилась власть раньше» (рис. 1) и «Как строится власть теперь» (рис. 2) с сопроводительной подписью: «Эту схему рисовал Квалтырев Петр Мамонтов, школьник IV группы школы I ступени, село Красносельское, художник. Квалтырев».
[F] Под 8 декабря П.Квалтырев сделал еще и вторую запись, аналогичные случаи есть и далее.
[G] Так в документе, правильно: прокламации.
[H] Далее опущена реплика рисунка (акварель, карандаш) из журнала «Лапоть».
[I] Так в документе.
[J] Торжественное обещание (удм.).
[K] Далее текст до записей следующего дня выполнен карандашом.
[L] Так в документе, вероятно: работала.
[M] Так в документе.
[N] Далее опущен текст «Торжественного обещания» пионера на удмуртском языке.
[O] Далее опущены выполненные П. Квалтыревым рисунок знака КИМ (карандаш) и таблица административного и демографического состава СССР на 1929 г.
[P] Далее опущен текст П. Квалтырева «Мынам кылы», записанный в дневнике на удмуртском языке. В настоящей публикации приводится в русском переводе. Перевод канд. филол. наук Л.Е. Кирилловой.
[Q] Далее опущена выполненная П. Квалтыревым диаграмма процентного соотношения народов СССР на декабрь 1929 г.
[R] Так в документе.
[S] Окончание последней страницы сохранившегося фрагмента дневника.
[1] Возможно: Ланков А.В. Арифметический задачник на основе обществоведения: Для труд. школы I ступени. Первый год обучения. М., 1924; Он же. Арифметический задачник: Для труд. школы I ступени. Второй год обучения. М.; Л., 1926.
[2] Воронец А.М. Рабочая книга по математике для 2‑го года обучения в школах I ступени. М.; Л., 1926.
[3] Возможно: Рабочие и крестьяне Вотобласти в революцию 1905 г. / под общ. ред. Баженова. Истпарт Вотской парторганизации. Ижевск, 1925.
[4] Зенченко С.В. Жизнь и знание в числах. Деревня. Вып. 1: Систематический сборник задач для 4‑го отделения школы 1‑й ступени. М., 1922.
[5] 9 марта 1917 г. Николай II прибыл в Царское Село, где фактически был заключен под домашний арест вместе с семьей.
[6] Возможно: Окинчиц Л.Л. Женские болезни. Л., 1925.
[7] До 8 июля 1917 г. Временное правительство возглавлял князь Г.Е. Львов.
[8] Возможно: Митрофанов А.Х. Что такое Коммунистическая партия. Харьков, 1920.
[9] «Лапоть» – советский сатирический крестьянский журнал с цветными иллюстрациями, издавался в Москве с ноября 1924 г. по январь 1933 г. «Крестьянской газетой». Имел подзаголовок «Веселый и ядовитый крестьянский журнал» и девиз «Да здравствует союз рабочих и крестьян!». Обладал прочными связями с селькоровским активом, уделял много внимания его учебе и воспитанию. Всего вышло 198 номеров.
[10] «Робинзон Крузо» – известный роман английского писателя Даниэля Дефо, повествующий о нравственном возрождении человека в общении с природой.
[11] Имеется в виду Коммунистический интернационал молодежи – международная молодежная организация (секция Коминтерна), создана на I (учредительном) Конгрессе 20–26 ноября 1919 г. в Берлине по инициативе В.И. Ленина. Ближайший ко времени написания дневника П. Квалтырева V Конгресс прошел 20 августа – 18 сентября 1928 г. в Москве.
[12] Возможно: Юный пионер (Пособие для инструктора): Сб. лекций, чит. на Первых Моск. губ. курсах работников детских коммунистических групп т. т. В. Зориным, М. Стремяковым и др. М., 1924.
[13] Допущена неточность. 16 октября 1929 г. 3‑й Всетаджикский съезд Советов принял Декларацию о выводе Таджикской АССР из состава РСФСР и ее преобразовании в Таджикскую ССР. 5 декабря того же года ЦИК СССР утвердил это решение; союзных республик стало семь.
[14] Полторацк 27 октября 1927 г. получил название Ашхабад.
[15] В действительности РСФСР состояла из 11 автономных республик, 14 автономных областей, 7 краев, 6 областей, 2 национальных округов. Губернское деление в 1929 г. было упразднено.
[16] По Всесоюзной переписи населения СССР 1926 г. – 147 млн человек.
[17] В действительности – более 21 млн кв. км.
[18] Кузебай Герд (наст. Кузьма Павлович Чайников; 1889–1937) – удмуртский поэт, прозаик, драматург, ученый, общественный деятель. В 1934 г. обвинен в контрреволюционной деятельности и впоследствии расстрелян. Реабилитирован 23 апреля 1958 г.
[19] Кинопередвижка – портативная киноустановка, предназначенная для демонстрации немых и звуковых фильмов небольшой аудитории на открытых площадках и в помещениях, не оборудованных стационарными кинопроекторами. Кинопередвижки оказались особенно эффективны в сельской местности и малонаселенных районах, обеспечивая их жителям доступные формы массового досуга. В СССР им отводилась большая роль в идейно-политической и научно-культурной пропаганде.
[20] Бусыгин Г.Т. Школьники в борьбе за урожай: Книга для работы на 3‑м и 4‑м годах обучения. М., 1929.
[21] Ананьин В.И. Утренние зори: Вторая книга для чтения. М.; Петроград, 1923.
[22] «Кузьыли» («Муравей») – художественный детский журнал, выпускавшийся отделом народного образования Вотской АО на удмуртском языке с мая 1927 г. как книга для чтения для учащихся II группы школы I ступени. Имел просветительский, воспитательный характер. Тематика охватывала вопросы политической обстановки в стране и мире; формирования нравственных качеств, этических норм поведения; взаимоотношений с родителями; борьбы с антисанитарией и др. Всего вышло четыре номера журнала. (См.: Ивашкин В.М. «Кузьыли» («Муравей») // Удмуртская Республика: Культура и искусство: Энцикл. Ижевск, 2012. С. 263.)