Вы здесь
Аппарат ЦК КПСС и культура. 1979–1984: Документы
Критика и библиография
Аппарат ЦК КПСС и культура. 1979–1984: Документы / сост.: Н.Г. Томилина (отв. ред.), М.Ю. Прозуменщиков (ред.), С.Д. Таванец (отв. сост.), Т.А. Джалилов. М.: РОССПЭН, 2019. – 998 с. – 400 экз. (Сер. «Культура и власть от Сталина до Горбачева. Документы»).
Рецензируемый сборник документов завершает масштабный археографический проект «Культура и власть от Сталина до Горбачева», реализованный специалистами Института русской и советской культуры им. Ю.М. Лотмана Рурского университета (Бохум, ФРГ) и Российского государственного архива новейшей истории (РГАНИ). Редакционную коллегию серии составили: с немецкой стороны К. Аймермахер, Д. Байрау, Б. Бонвеч, с российской – руководитель научно-информационного центра Архива РАН В.Ю. Афиани, директор РГАНИ по 2019 г. Н.Г. Томилина, заместитель директора РГАНИ М.Ю. Прозуменщиков и сотрудники С.Д. Таванец, Т.А. Джалилов. Первый том серии – «Идеологические комиссии ЦК КПСС. 1958–1964. Документы» увидел свет в 1998 г.[1] Он, как и три последующих тома, получил высокую оценку рецензентов[2]. Затем, в 2006 г. вышел том, посвященный событиям 1953–1964 гг., традиционно ассоциируемым с не всегда последовательным, но, несомненно, значимым периодом «оттепели», а в 2009 г. – сборник, относящийся к 1965–1972 гг. – периоду, когда постепенно, но после чехословацких событий августа 1968 г. весьма интенсивно стал происходить процесс идеологических «заморозков». В двух последующих томах (2011 и 2013 гг.) отражен период с 1973 по 1978 г., разделенный составителями в соответствии с объемом, составом и содержанием выявленных документов на 1973–1976 и 1977–1978 гг. Рецензируемый сборник стал по своим задачам, структуре и содержанию логическим завершением серии.
При подготовке всех томов серии, отличающихся высоким археографическим качеством и соблюдением зафиксированных в соответствующих нормативно-методических документах рекомендаций, составители решили три задачи, представляющиеся для них основными. Во-первых, они стремились показать, что на протяжении всего периода между уходом из жизни И.В. Сталина и провозглашением курса на реализацию идей перестройки и нового политического мышления представители неразрывно связанных между собой структур партийного и государственного руководства страны сочетали методы как давления на объекты, процессы и явления культурной жизни, которые считали нежелательными, так и поддержки тех явлений, которые казались им положительными. Во-вторых, подбор документов для публикации и их структуризация в рамках каждого из томов серии позволяет проследить ход согласования и принятия решений по возникавшим вопросам и выявить собственно механизм управления культурной жизнью в стране на всех этапах его применения. В-третьих, представленные в сборниках виды исторических источников отличаются разнообразием, что дает читателю возможность понять сущность исторической действительности в ее объективной и разносторонней формах.
Актуальность и научно-практическая новизна сборника, завершающего серию и посвященного последним пяти годам перед перестройкой, ознаменовавшей постепенное ослабление влияния структур аппарата ЦК КПСС на культурную жизнь в стране, заключаются прежде всего в том, что до настоящего времени (за исключением отдельных событий, в частности XXII летних Олимпийских игр) 1979–1984 гг. представляются в общественном сознании, сочинениях мемуаристов и даже научных работах как период «безвременья». Такой образ сложился в существенной мере из-за того, что определенные политические и идеологические круги СССР и России хотели показать неизбежность и необходимость преобразований второй половины 1980‑х и 1990‑х гг., тем самым осознанно затеняя предшествовавшие годы и представляя их в одномерном, кризисном виде. В качестве другого объяснения данной ситуации можно рассматривать то, что многие хранящиеся в РГАНИ в составе фонда «Аппарат ЦК КПСС» документы стали доступными читателям сравнительно недавно, лишь начиная с 2000‑х гг., в том числе благодаря издательским проектам.
Для рецензируемого сборника, как и для других изданий серии, характерно стремление к объективному отбору исторических источников. Можно согласиться с автором предисловия, канд. ист. наук С.Д. Таванцом, утверждающим, что составители этого и предыдущих сборников при выявлении и отборе документов «увидели не только негативное влияние бюрократического стиля работы партийных чиновников на развитие культуры… но также грамотное руководство и обеспечение процесса создания понятных и близких народу произведений искусства» (С. 6). Этому способствовала публикация документов, показывающих развитие культурной жизни в СССР как встречный процесс. В нем участвовали с одной стороны представители Отдела культуры ЦК КПСС с его бессменным руководителем на протяжении 1965–1986 гг. В.Ф. Шауро и его кураторы, среди которых наиболее известными политическими деятелями кануна перестройки были М.А. Суслов (до января 1984 г.), К.У. Черненко, П.Н. Демичев. С другой – в данный процесс включились выступавшие с инициативными обращениями в партийные и государственные органы, а также к конкретным руководящим работникам (например, к Л.И. Брежневу) деятели культуры – писатели В.П. Аксенов (Док. № 4) и С.В. Михалков (Док. № 160), режиссеры О.Н. Ефремов (Док. № 90) и А.С. Михалков-Кончаловский (Док. № 2), художник Д.А. Налбандян (Док. № 145), поэт Е.А. Евтушенко (Док. № 124), литературовед А.И. Овчаренко (Док. № 135). В сборник вошли и характерные для истории советской культуры коллективные обращения, касавшиеся вопросов проведения значимых творческих мероприятий, в том числе международных (Третья Международная выставка «Сатира в борьбе за мир». Док. № 1), организации гастрольно-концертной деятельности в СССР (Док. № 197), сохранения архитектурных сооружений (например, здания бывшей картинной галереи Хлудовых в доме № 6 по ул. Неглинной. Док. № 50), музейных собраний (в частности, коллекции собранных в Государственном литературном музее В.Д. Бонч-Бруевичем и его последователями рукописных, печатных и изобразительных документов по истории русской классической и советской литературы. Док. № 49). При этом в переписку по вопросам, относившимся к культурной и в более широком смысле к идеологической жизни, вступали также люди, для которых художественное творчество не являлось профильным видом деятельности. В частности, в сборнике представлены письмо генерала армии Д.Д. Лелюшенко Л.И. Брежневу (Док. № 34) и письмо жителей колхоза «Рассвет» Военно-Антоновского сельского совета Сокулукского района Киргизской ССР в Отдел культуры ЦК КПСС (Док. № 175) относительно возможности сооружения монументов в память о событиях Великой Отечественной войны.
В отдельных случаях составители, успешно решая задачу демонстрации особенностей совместного обсуждения органами исполнительной власти и партийного руководства коллективных и индивидуальных обращений по конкретным вопросам, публикуют инициативные письма вместе с документами, связанными с их рассмотрением. В частности, письмо коллектива Камерного музыкального театра о необходимости ремонта переданного ему здания бывшего Детского музыкального театра на ул. 25 Октября в Москве дано наряду со справками Министерства культуры РСФСР, Совета министров РСФСР и Отдела культуры ЦК КПСС, предписывавшими Мосгорисполкому ускорить проведение работ по переоборудованию данного здания и отселение из него арендаторов (Док. № 176).
Опубликованные документы свидетельствуют, что процесс управления культурной жизнью в СССР в 1979–1984 гг. осуществлялся, как и в предшествовавшие периоды, в тесном взаимодействии различных структур государственного аппарата. Так, активное участие в обеспечении административного контроля принимал Комитет государственной безопасности СССР. В 1984 г. данное ведомство и Отдел культуры ЦК КПСС проявили особый интерес к репертуару и художественно-постановочной деятельности созданных к этому времени преимущественно при московских драматических театрах малых сцен по причине выявления в них «излишней экспериментальной направленности» (Док. № 204, 212). Критике подвергались как уже показанные спектакли по пьесам советских драматургов (например, «Фабричная девчонка» и «Ящерица» А.М. Володина), так и не разрешенные к показу спектакли по произведениям зарубежных авторов (в частности, спектакль «Отец и сын» по произведениям Ф.Кафки во МХАТ СССР им. М. Горького). Особое внимание структуры КГБ СССР уделяли деятельности отдельных творческих работников, если воспринимали отображение ими советской действительности опасным для государства (Док. № 70, 83). Ими же при участии других контролирующих структур (например, Главлита СССР) обеспечивался надзор за контактами деятелей культуры с представителями зарубежных стран. Это показывает содержание таких документов, как информация КГБ СССР о публикации рассказов В.А. Солоухина в журнале Народного трудового союза российских солидаристов «Грани» от 10 марта 1981 г. (Док. № 88); сопроводительная записка Главлита СССР к изложению содержания беседы журналиста британской газеты «Таймс» с режиссером Ю.П. Любимовым от 14 сентября 1983 г. (Док. № 174); сопроводительное письмо данного ведомства к справке об интервью А.Б. Пугачевой в зарубежной прессе от 9 октября 1984 г. (Док. № 210). Объектом тщательного контроля становились и мероприятия творческих коллективов, руководители и члены которых вызывали подозрение в недостаточной лояльности советской государственной идеологии. Об этом, в частности, свидетельствует ряд документов (Док. № 108, 109, 124), отражающих организацию в Московском театре драмы и комедии на Таганке в 1981 г. вечера и репетиций спектакля, посвященных памяти В.С. Высоцкого.
Отдельной разновидностью текстов контрольно-надзорной направленности были составленные конкретными гражданами справки о выглядевших сомнительными с политической точки зрения действиях творческих работников. Например, 30 декабря 1983 г. консультант Союза писателей СССР по литературе МНР, СРВ, КНДР и КНР А. Ломакина подготовила записку о содержании состоявшейся во время VII Международной встречи переводчиков советской литературы беседы Е.А. Евтушенко с китайскими переводчиками Гэ Баоцюанем и Гао Маном о возможности организации его поездки весной 1984 г. для выступлений перед жителями КНР (Док. № 185), направленную затем в ЦК КПСС. Содержание записки свидетельствовало о том, что поэт без предварительного согласования с руководителями творческого союза, членом которого он являлся, обратился к указанным представителям КНР с просьбой о создании ему условий для выступления с творческими вечерами в больших аудиториях, пребывания среди местных жителей в сельской местности и организации его встречи с руководящими работниками КПК. В приложении к данному документу опубликовано информационное письмо за подписью секретаря правления Союза писателей СССР Ю.Н. Верченко в Отдел культуры ЦК КПСС о состоявшейся в секретариате правления беседе с Е.А. Евтушенко с целью получения от него объяснения совершенных им действий и разъяснения их неправомерности.
Документы сборника свидетельствуют, что его составители ставили перед собой задачу показать не только отрицательные, но и положительные факты влияния органов партийной и государственной власти СССР на развитие культуры и творчество ее деятелей. В частности, несмотря на существовавшее в Советском государстве критическое отношение к религиозному искусству, в 1984 г. были запланированы и затем реализованы широкомасштабные мероприятия по размещению на территории бывшего Спасо-Андроникова монастыря экспозиции и служебных объектов Музея древнерусской культуры им. Андрея Рублева, укреплению его материально-технической базы и кадрового состава (Док. № 207). Большое внимание уделялось подготовке профессиональных кадров сферы культуры (Док. № 24, 40, 140), проведению значимых художественных мероприятий и творческих встреч в различных регионах страны (Док. № 23, 26, 121), силы и средства для обеспечения которых выявлялись как на общегосударственном, так и на местном уровне. Также показан значительный и в ряде случаев решающий вклад структур аппарата ЦК КПСС в предоставление нового здания в центре Москвы Камерному музыкальному театру под руководством Б.А. Покровского (Док. № 42), реконструкцию комплекса зданий Государственного музея искусств народов Востока (Док. № 68), передачу из семейного собрания в ЦГАЛИ СССР документов выдающегося советского режиссера Р.Л. Кармена (Док. № 37).
Важно, что при публикации документов указаны все имевшиеся на них пометы, свидетельствующие о состоявшемся рассмотрении вопросов и мерах по контролю их исполнения. Самостоятельный интерес представляют примечания по содержанию, биографический список упоминаемых в документах политических и общественных деятелей и творческих работников, именной указатель и список сокращений. Сборник станет ценным источником для дальнейших исследований по истории политики партийных и государственных структур СССР в области культуры и искусства, соответствующих принципу научной объективности.
Г.Н. ЛАНСКОЙ
[1] О презентации тома см.: Ефимова Т. Идеологические комиссии ЦК КПСС. 1958–1964 гг.: Документы // Отечественные архивы. 1999. № 2. С. 107.
[2] Красовицкая Т.Ю. Рец. на кн.: Идеологические комиссии ЦК КПСС. 1958–1964: Документы. М., 1998; Аппарат ЦК КПСС и культура. 1953–1957: Документы. М., 2001; «А за мною шум погони…» Борис Пастернак и власть. 1956–1972 гг.: Документы. М., 2001; Аппарат ЦК КПСС и культура. 1958–1964: Документы. М., 2005 // Там же. 2006. № 3. С. 102–105.