Вы здесь
И помнит мир спасенный…: сборник документов архивов Ростовской области
Критика и библиография
И помнит мир спасенный…: сб. док. архивов Ростовской области / Комитет по управлению архивным делом Ростовской области, Центр документации новейшей истории Ростовской области, Государственный архив Ростовской области, Центр хранения архивных документов в г. Шахты Ростовской области, муниципальные архивы Ростовской области; сост.: Л.В. Левендорская (отв. сост.) [и др.]; ред. кол.: С.Б. Бондарев (предс.) [и др.]. Ростов н/Д; Белгород: КОНСТАНТА, 2020. – 648 с. – 1000 экз.
Рецензируемый сборник документов приурочен к 75-летию Великой Победы. Перед коллективом составителей стояла непростая задача: через архивные документы показать, как события Великой Отечественной войны преломлялись в истории городов и районов, сел, станиц и хуторов, расположенных на территории Ростовской области и отчасти граничащих с ней регионов.
Ростовская область подвергалась фашистской оккупации дважды. В ноябре 1941 г. занятыми оказались ее юго-западные районы и сам г. Ростов, но эта оккупация длилась неделю. Ударом советских войск из района г. Шахты в направлении г. Таганрога немцы были отброшены, Ростов они оставили без ожесточенного сопротивления. Данная операция стала одним из первых удачных наступлений Красной армии, наряду с Московским и Тихвинским. В руках немцев находились лишь г. Таганрог, Анастасиевский и Фёдоровский районы. Второй раз противник вошел на территорию области летом 1942 г. в ходе наступления на Кавказ и Сталинград. Неоккупированными остались северные части двух районов – Вёшенского и Верхнедонского; именно туда переместился Ростовский обком партии. Ростов советские войска освободили в феврале 1943 г., но полностью захватчиков изгнали с территории области через полгода – 30 августа.
При подготовке издания были изучены фонды военных лет четырех государственных и 52 муниципальных архивов, а также материалы школьных музеев, библиотек, личных собраний граждан; выявлено более 2 тыс. документов. Во всех муниципальных образованиях создавались творческие группы, в состав которых входили музейные и библиотечные работники, журналисты, учителя, краеведы, представители ветеранских и поисковых организаций, а также городских и муниципальных сообществ. Помимо выявления документов проведена большая работа по составлению кратких исторических справок на основе разработанного составителями вопросника.
Для публикации отобрано 648 документов, в том числе 86 в качестве иллюстраций. Особенностью издания является то, что в нем отсутствуют военные оперативные или разведывательные сводки, директивы и приказы войскам (их в архивах Ростовской области нет). Оно отражает скорее восприятие войны мирным населением, организацию жизни в прифронтовой полосе и партизанских отрядов, партийное и советское руководство эвакуацией, а затем – восстановлением разрушенного хозяйства.
В сборнике пять разделов, соответствующих военным годам. Причем 1941 и 1942 гг. представлены документами, выявленными главным образом в государственных архивах, поскольку муниципальные (бывшие районные и городские) архивы источниками этого периода практически не располагают. Каждый раздел художественно оформлен, на обороте шмуцтитулов помещены стихотворения донских поэтов и архивные фотографии, иллюстрирующие основные события военных лет. Документы снабжены порядковым номером, собственным, а в случае его отсутствия редакционным заголовком, датой, указанием на место хранения или первоначальной публикации. Это постановления, решения, распоряжения, воззвания, отчеты различных органов власти и управления, партийных и комсомольских организаций, листовки, статьи из периодической печати, письма с фронта; большинство из них подлинники и вводятся в научный оборот впервые.
Издание предваряют историческое предисловие «Ростовская область во время Великой Отечественной войны: день за днем, год за годом» д-ра ист. наук Е.Ф. Кринко и вступительная статья «От составителей», в которой объясняются принципы отбора и публикации документов.
Первый раздел (140 документов, в том числе 18 иллюстраций: письмо с фронта, квитанция о перечислении денежных средств в Фонд обороны, плакат, фотографии и др.) посвящен началу Великой Отечественной войны и отражает такие темы, как реакция населения на происходившие события, мобилизация на фронт, перевод экономики Ростовской области на военные рельсы, создание частей народного ополчения, организация эвакогоспиталей, эвакуация граждан и др. Документы второго раздела (их 118, включая 20 иллюстраций: фотографии, сочинения ростовских школьников, написанные после первой оккупации города, заявление о вступлении в партизанский отряд, подписка о неразглашении тайны отряда и др.) показывают формирование на территории области воинских частей, попытки наладить мирную жизнь в период между двумя вражескими нашествиями, привлечение населения к созданию укрепленных рубежей вокруг Ростова-на-Дону, деятельность партизанских отрядов.
Особую сложность в организации партизанского движения представляли степные условия местности, поэтому на Дону оно не приобрело такого размаха, как в белорусских, брянских и смоленских лесах. Тем не менее сопротивление было и здесь. Об этом красноречиво свидетельствуют два аналитических документа, относящиеся к одному периоду (октябрь 1941 г. – август 1943 г.) и выявленные в Центре документации новейшей истории Ростовской области: «Сведения о количестве подпольных организаций, партизанских отрядов и групп, действовавших в тылу врага на территории Ростовской области в период ее оккупации» (Док. № 351) и «Сведения о деятельности партизанских отрядов и групп Ростовской области в период Великой Отечественной войны по времени их вступления в борьбу с оккупантами» (Док. № 352). Из них следует, что на территории области действовали 151 организация сопротивления оккупантам, в том числе 48 партизанских отрядов, 62 партизанские и 22 патриотические группы, 19 подпольных организаций. Последние имелись в Ростове, Таганроге, Новочеркасске, Шахтах, Новошахтинске, Каменске и Батайске. В этих же документах фигурируют еще и 12 разведывательно-диверсионных групп, засылаемых военными организациями, и 631 патриот-одиночка. За весь период в борьбе с оккупантами участвовали 5565 человек, 673 – погибли.
В третьем разделе, самом обширном (182 документа, из них 17 иллюстраций), показано освобождение области от захватчиков, налаживание мирной жизни, возвращение из эвакуации; в нем опубликованы воспоминания станичников о жизни в условиях оккупации. Основная масса документов выявлена в 31 муниципальном архиве, при этом наибольшее количество документов (17) отобрано из фондов муниципального архива Белокалитвинского района. Документальный массив этих архивов представлен распоряжениями и решениями городских и районных исполкомов, совместными решениями партийных и советских органов по насущным проблемам повседневности: наведение порядка и восстановление работы всех систем жизнеобеспечения городов и районов после освобождения от нацистской оккупации, организация обеспечения продовольствием частей Красной армии и гражданского населения, проведение посевных и уборочных кампаний и т. д. Их дополняют приказы по основной деятельности заводов, трестов, совхозов о возобновлении работы после изгнания врага; информации советских органов о состоянии сельскохозяйственного производства в колхозах и совхозах районов в восстановительный период; решения общих собраний жителей хуторов и поселков, работников колхозов, совхозов, производственных бригад и отделений; письма председателей сельских и поселковых советов о сборе средств в Фонд обороны, подарков для бойцов Красной армии; акт о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков в г. Сальске и др.
Документы этого раздела позволяют проследить цепочку прохождения ряда правительственных решений из Москвы через областное и районное руководство до донского хутора. Интересным фактом является публикация подлинных документов из музеев Валуевской средней школы Ремонтненского района (Док. № 345) и Степано-Савченской школы Милютинского района (Док. № 221). Это письма советских солдат с фронта, ранее хранившиеся в семьях учеников.
Разделы четвертый (117 документов, в том числе 12 иллюстраций: копия извещения о гибели, письмо работников ростовского детского сада на фронт, фотографии) и пятый (91 документ, из них 19 иллюстраций, среди которых письмо после освобождения из фашистской неволи) показывают восстановление разрушенного народного хозяйства на территории области, переход населения к мирной жизни, устройство демобилизованных. В последнем разделе приведены слова М.А. Шолохова, сказанные по телефону для газеты «Молот» 9 мая по случаю окончания войны (Док. № 545).
Сборник подготовлен в соответствии с Правилами издания исторических документов в СССР 1990 г. Научно-справочный аппарат издания помимо предисловия включает географический указатель, список сокращенных слов, перечень опубликованных документов и иллюстраций. Информационный блок по каждой территории дополняют емкие исторические справки по истории городов и районов области периода Великой Отечественной войны. Кроме того, имеется список государственных и муниципальных архивов Ростовской области.
Благодаря огромной работе составителей и редакторов читатели получили издание, фактически раскрывающее подробнейшую, многоуровневую картину жизни мирного человека во время войны в прифронтовой полосе, в тылу, под вражеской оккупацией. Оно адресовано широкому кругу и может быть использовано в учебных целях в общеобразовательных школах, а также в вузах Ростовской области и страны в целом.
А.В. ВЕНКОВ