Вы здесь
Кузеленков В.Н., Тарасов В.П.
Российский государственный военный архив: к 100-летию со дня основания
История и практика архивного дела и делопроизводства
УДК 930.25(091)
Российский государственный военный архив (РГВА) – одно из крупнейших в стране хранилищ военных документов, где сосредоточено 33 715 фондов, 7 394 899 ед. хр. Это документы Красной (1918–1941 гг.) и Белой (1918–1922 гг.) армий, войск ВЧК–ОГПУ–НКВД–МВД СССР (1918–1991 гг.), личные фонды и документные комплексы советских военачальников и видных деятелей советского государства: Ф.Э. Дзержинского, П.Е. Дыбенко, Г.К. Жукова, Г.К. Орджоникидзе, Н.И. Подвойского, К.К. Рокоссовского, Я.М. Свердлова, Л.Д. Троцкого, М.Н. Тухачевского, И.П. Уборевича, М.В. Фрунзе и др., а также лидеров Белого движения: П.Н. Врангеля, А.И. Деникина, В.О. Каппеля, А.В. Колчака, Я.А. Слащева, Н.Н. Юденича и др.
Еще один комплекс – документы Главного управления по делам военнопленных и интернированных (ГУПВИ) НКВД–МВД СССР и учреждений его системы за 1939–1960 гг., а также трофейные документы Второй мировой войны (или документы иностранного происхождения, которые отражают в той или иной степени историю более 20 стран мира, в том числе Германии, Австрии, Венгрии, Франции, Италии, Польши и др.).
Сегодня практически по всем документным комплексам имеются путеводители, краткие справочники, картотеки, указатели или обзоры. Часть описей оцифрована, создан фонд пользования на особо ценные документы. Можно заказать документы и оформить социально-правовой и тематический запросы через сайт; там же с 2017 г. в разделе «Электронная библиотека РГВА» выставляются цифровые версии сборников документов, фотоальбомов, каталогов выставок и других публикаций архива.
Основные вехи истории и направления деятельности РГВА отражены в ряде специальных исследований[1]. Ожидается выход в свет объемного сборника документов, посвященного его 100-летию. В настоящей статье, с учетом существующей историографии темы и опираясь на так называемый архив архива[2], главное внимание уделим постсоветскому периоду, когда требования к содержанию работы существенно изменились, состав документов значительно расширился, их объем возрос, а сам архив с учетом комплекса хранимых документов получил более точное название, которое носит с 1992 г.[3]
Напомним, что Архив Красной армии (АКА) создан при Военно-исторической комиссии Всероссийского главного штаба в июле 1920 г. Первые материалы поступали прямо с фронтов Гражданской войны, в неописанном виде, зачастую в россыпи и без описей. Трудности были во всем: с кадрами, техническими средствами, помещениями. Последние, плохо приспособленные под нужды хранения и разбросанные по всей Москве, то выделялись городскими властями, то вновь отбирались. Архив фактически «жил на колесах», что не позволяло ни организовать научное использование, ни обеспечить элементарный учет и сохранность документов. Вот только часть адресов его размещения в Москве: ул. Коровий Брод, 1; ул. Пречистенка, 7 и 14; Мертвый пер., 6; Грузинская ул., 15; Большой Афанасьевский пер., 37; ул. Арбат, 37[4].
В 1925 г. АКА стал самостоятельным учреждением, в апреле 1933 г. преобразован в Центральный архив Красной армии (ЦАКА), а в марте 1941 г. – в Центральный государственный архив Красной армии (ЦГАКА). В 1931 г. в Москве по ул. Большая Пироговская, 17 приступили к строительству специализированных корпусов для государственных архивов СССР. ЦАКА начал переезд на новое место в 1936 г. и завершил его в 1940 г., т. е. перед самой войной. Здесь он находился почти полвека, а с 1983 г. размещается в специально построенном для него здании на ул. Адмирала Макарова, 29.
Во время Великой Отечественной войны большая часть архива была эвакуирована в Саратов, Молотов (ныне Пермь), Чкалов (ныне Оренбург) и Барнаул. Эвакуация длилась семь месяцев – с июля 1941 г. по январь 1942 г.[5] Примечательно, что даже в военные годы при сокращении штата в два раза архив продолжал исполнять тысячи запросов от учреждений и граждан страны.
После окончания войны, когда развернулся процесс становления ведомственных архивов Министерства обороны СССР, внутренних войск МВД и пограничных войск КГБ СССР, ЦГАКА (с 1958 г. – ЦГАСА) стал научно-методическим центром по работе с военными документами. На хранение в архив поступило около 700 тыс. документов центральных и главных управлений РККА за 1931–1940 гг., а также около 80 тыс. из местных госархивов. Одновременно ЦГАКА передал на хранение в областные архивы фонды уездных и волостных военкоматов.
Важнейшим событием в истории РГВА постсоветского периода стало его объединение с так называемым Особым архивом, тогда Центром хранения историко-документальных коллекций (ЦХИДК), где находились фонды ГУПВИ НКВД–МВД СССР и трофейные документы[6]. Объем архива вырос в два раза (на момент слияния в РГВА было 3 458 612 ед. хр., в ЦХИДК – 3 857 383 ед. хр.);впоследствии часть архивохранилищ объединили и создали единую систему централизованного государственного учета документов.
Сформированная тогда структура архива показала свою эффективность и сохраняется до сих пор. Однако процесс слияния серьезно повлиял на кадровый состав: не удалось избежать понижения ряда сотрудников в должности, часть работников переводилась в другие подразделения или отделы; были заново назначены практически все начальники отделов, директор и заместители директора. Перемены вызвали определенное напряжение, хотя в целом реорганизация прошла достаточно организованно, работоспособный коллектив сохранился.
Объединение с бывшим Особым архивом привнесло дополнительные сложности, которые предстояло разрешить в срочном порядке: большой объем неописанных документов, отсутствие справочников по трофейным фондам и фондам ГУПВИ НКВД–МВД СССР, крошечный читальный зал. С проблемой малой пропускной способности последнего справились, переведя часть исследователей на обслуживание в основной читальный зал РГВА.
В связи с начавшимся процессом урегулирования проблемы перемещенных документов пришлось ускорить крайне непростую работу по их описанию: они могли быть на редких языках, а хронологические рамки – охватывать XVI–XX вв. Часто не удавалось выяснить историю как самих фондообразователей (организаций и персоналий), так и формирования фондов, в которых к тому же обнаруживалось немало посторонних вкраплений. Совместно с заинтересованными ведомствами и историками проводилась экспертиза документов на предмет их возможного возвращения. При положительном решении документы микрофильмировали. Сейчас 145 фондов хранятся в РГВА в виде микрофильмов, имеющих статус «копия на правах подлинника». Первую партию перемещенных архивных документов возвратили Франции в 1993–1994 гг., вторую – в феврале 2000 г. В 2001–2003 гг. были переданы документы Нидерландам, Бельгии, Люксембургу; в 2009 г. – Австрии (первая партия документов ее государственных учреждений), хотя к передаче РГВА их подготовил еще в 2005 г.
В последнее десятилетие РГВА описал и принял участие в проведении экспертизы и подготовке заключений по документам Греции, Австрии и Болгарии, а также по масонским документам Норвегии. И не всегда решение было положительным. Так, в соответствии с Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» в передаче документов Болгарии было отказано[7]. В течение многих лет продолжалась работа по подготовке и согласованию с австрийской стороной партии документов, которая включала фонды еврейских общин и организаций. Она велась на фоне проходившего в США судебного процесса по так называемым библиотеке и архиву И.И. Шнеерсона (в 2015 г. Россия из него вышла). Протокол (заключение экспертов) с австрийской стороной был согласован и подписан в марте 2017 г. Таким образом, описание, экспертиза и согласование с австрийскими экспертами продолжались 12 лет.
В 2013 г. РГВА передал в Российскую государственную библиотеку копии архивных документов из фонда Шнеерсона и участвовал в открытии организованной ею выставки книг и документов хасидского течения. В том же году фонд был оцифрован, а оцифрованные копии переданы Еврейскому музею и центру толерантности в Москве для детального изучения и описания. Позднее цифровые копии уже описанных документов поступили для использования в РГВА.
Период становления объединенного архива омрачили кражи документов из его фондов. Факт их массового хищения был вскрыт 30 октября 2003 г. на основании информации из Департамента по сохранению культурных ценностей Министерства культуры Российской Федерации, который осуществлял государственный контроль за реализацией предметов антиквариата, вел учет фактов хищения произведений искусства и пр. После получения данной информации в архиве провели сплошную проверку наличия документов по фонду «Управление делами при народном комиссаре обороны СССР», а также фондам Киевского и Московского военных округов и обнаружили отсутствие около 60 приказов Реввоенсовета Республики за 1918, 1921 гг., Ставки Верховного главнокомандования за 1941 г., наркома обороны – министра Вооруженных сил СССР за 1942–1946 гг., подписанных Л.Д. Троцким, И.В. Сталиным, Г.К. Жуковым и другими военачальниками. Служебное расследование указало на преднамеренную кражу документов, совершенную кем-то из архивистов[8]. Было возбуждено уголовное дело, проведены следственные действия. Следственными органами определено примерное время исчезновения документов (конец 1990-х гг.), выявлен круг лиц, предположительно к этому причастных, но прямых доказательств их виновности установить не удалось[9]. Все последующие годы РГВА с помощью Росархива, Министерства культуры Российской Федерации, других компетентных структур снимал с продажи на аукционах и возвращал похищенные документы. Сегодня более половины приказов Народного комиссариата обороны – Министерства Вооруженных сил СССР вернулись на архивные полки.
С 1993 г. РГВА активно развивает международные связи. Среди его зарубежных партнеров – Объединение «Саксонские мемориалы» (Германия), Архивный институт культурного, научного, информационного центра Венгерской Республики, Институт по изучению последствий войн им. Людвига Больцмана (Австрия), Министерство здравоохранения, труда и благосостояния Японии, Международный Красный Крест – Служба розыска в Германии, национальные архивы Финляндии, Венгрии, Германии и др.
Договор с Национальным архивом Финляндии (2010 г.) позволил восстановить историю ряда воинских частей, документы которых были утрачены в годы Советско-финляндской войны 1939–1940 гг. По просьбе РГВА в Хельсинки рассекретили и в 2018–2019 гг. передали в Москву картотеки (в виде сканов) на советских военнопленных, как погибших, так и оставшихся в живых в годы Советско-финляндской и Великой Отечественной войн. После перевода карточек с финского языка и их цифровой обработки информация может быть передана для пополнения ОБД «Мемориал» Министерства обороны Российской Федерации. По договору с Национальным архивом Венгрии (2019 г.) РГВА пополнился базой данных, включающей оцифрованные карточки почти на 600 тыс. венгерских военнопленных и интернированных периода Второй мировой войны.
В рамках совместной работы с германскими коллегами по теме «Советские и немецкие военнопленные и интернированные периода Второй мировой войны» в РГВА ведется масштабное выявление сведений о советских и немецких военнопленных и интернированных лицах. Со своей стороны Федеральный архив Германии (по договору 2019 г.) передает в РГВА сведения о советских военнопленных (из бывшего архива вермахта) и лицах, находившихся ко времени репатриации под опекой властей Великобритании и США. Первая партия документов поступила в Москву в 2020 г.
Всеобщее признание получила деятельность РГВА по установлению судеб бывших узников фашистских концлагерей, гетто, граждан, угнанных на принудительные работы в Германию. Разработана и ежегодно пополняется информацией о советских военнопленных и угнанных на работы в Германию и оккупированные ею страны БД «Германская неволя». Содержащиеся в ней сведения передаются Министерству обороны Российской Федерации для пополнения «Книг Памяти», БД «Подвиг народа» и ОБД «Мемориал». Ведется большая работа по выяснению судеб иностранных граждан, попавших в плен в годы Второй мировой войны. За 2016–2019 гг. сотрудниками архива было исполнено 9245 социально-правовых запросов по данной тематике. В этом помогает Указатель фондов иностранного происхождения и Главного управления по делам военнопленных и интернированных НКВД–МВД СССР, выпущенный в 2001 г.
РГВА – комплектующийся архив, в последние три года сюда на хранение поступило 1230 дел управленческой документации из Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Центрального архива Войск национальной гвардии Российской Федерации, Главной военной прокуратуры Российской Федерации и др., а также 345 документов личного происхождения. Среди последних поступлений – собрания документов генерал-лейтенанта авиации А.Р. Шарапова, комдива, профессора Военной академии им. М.В. Фрунзе Ф.Е. Огородникова, участника Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн А.В. Шиукова и др. В ближайшее время РГВА планирует принять 5 тыс. дел из Центрального архива Войск национальной гвардии Российской Федерации.
Целенаправленно расширяется работа по популяризации хранящихся документов посредством выставок, в том числе электронных, и публикаций. Первая виртуальная выставка «Физическое воспитание и спорт в РККА. 1918–1940 гг.» была размещена на сайте РГВА в конце 2016 г. С тех пор их количество выросло до семи, а число посетителей составило 103,7 тыс. человек. Архив выступал головной организацией в подготовке двух историко-документальных экспозиций в Выставочном зале федеральных государственных архивов: «Мюнхен–38. На пороге катастрофы» (открылась 19 сентября 2018 г.) и «1939 год. Начало Второй мировой войны» (20 августа 2019 г.). Обе имели большой международный резонанс. Кроме того, с 2017 г. в помещении архива состоялось 11 документальных выставок, три из них демонстрировались еще и за рубежом.
В 2015 г. вышел из печати фотоальбом «Советско-финляндская война. Бои на Карельском перешейке». В 2017–2018 гг., после прихода в РГВА группы сотрудников с большим опытом научно-исследовательской работы, выставочное и публикационное направления значительно активизировались. Началась подготовка к изданию полного комплекса сборников информационных материалов Разведывательного управления РККА о военном и политическом положении в Испании в 1936–1939 гг., рассекреченных в 2001–2007 гг. Это первая масштабная научная публикация архивных документов РГВА по данной теме. В 2018 г. вышел в свет 1-й том издания «РККА и Гражданская война в Испании. 1936–1939 гг. Сборники № 1–15», в 2019 г. – 2-й том, ожидается 3-й (всего предполагается восемь томов).
В 2018 г. опубликован 2-й том сборника документов «Чешско-Словацкий (Чехословацкий) корпус. 1914–1920. Документы и материалы», посвященный Гражданской войне в России и участию в ней чехословаков (1-й том увидел свет в 2013 г.). В конце 2019 г. издан фотоальбом в двух томах «“Если завтра война, если завтра в поход…” Красная армия и флот в фотографиях. 1923–1941», представляющий собой подборку уникальных фотографий (всего 800 снимков) из фондов РГВА.
В архиве остается немало трудностей: плохое физическое состояние документов, возникших в полевых условиях и нуждающихся в реставрации; огромное количество картотек, сдаточных и карточных описей на бумажных носителях, подчас рукописных, требующих перевода в современный цифровой формат и создания поисковых баз данных; много документов и даже целых комплексов, ожидающих снятия грифа секретности. Острой проблемой являются нехватка квалифицированных кадров – историков-архивистов, их старение, скромная оплата труда, недостаточное финансирование. Тем не менее реализуемая в последние годы программа модернизации инфраструктуры архива, широкое применение современных информационных технологий в обеспечении сохранности и использовании документов позволяют коллективу РГВА в преддверии юбилея смотреть в будущее с оптимизмом.
[1] См., напр.: Душенькин В.В. К 50-летию Центрального государственного архива Советской армии // Советские архивы. 1970. № 3. С. 44–49; Кузеленков В.Н. Российскому государственному военному архиву – 90 лет // Вестн. архивиста. 2010. № 4. С. 64–75; Тархова Н.С. Публикационная работа Российского государственного военного архива в постсоветские десятилетия // Отечественные архивы. 2015. № 1. С. 22–35; и др.
[2] РГВА. Ф. 39041 «Архив РГВА». Оп. 1. Д. 1064, 1080, 1083, 1091, 1092, 1110, 1114.
[3] Постановление Правительства Российской Федерации от 24.06.1992 № 430 «Об утверждении Положения о Комитете по делам архивов при Правительстве Российской Федерации и сети федеральных государственных архивов и центров хранения документации».
[4] РГВА. Ф. 7. Оп. 5. Д. 139. Л. 3–3 об., 12–13; Ф. 11. Оп. 11. Д. 12. Л. 6–7 об.; Ф. 39041. Оп. 1. Д. 7. Л. 43; Д. 16. Л. 16; ГАРФ. Ф. Р‑5325. Оп. 9. Д. 267. Л. 53; Д. 606. Л. 38 об.
[5] Подробнее см.: Козурман С.О. Центральные государственные архивы СССР в эвакуации в Саратове (1941–1942 гг.) // Отечественные архивы. 2020. № 3. С. 3–12.
[6] Объединение состоялось на основании постановления Правительства Российской Федерации от 15.03.1999 № 283 «О федеральных государственных архивах» и приказа Росархива от 15.04.1999 № 19 «Об организации выполнения постановления Правительства РФ от 15.03.1999 г.».
[7] См.: Собр. законодательства Российской Федерации. 1998. № 16. Ст. 1799.
[8] Козлов В.П. О причинах краж документов в федеральных архивах // Отечественные архивы. 2006. № 5. С. 82–84.
[9] Кузеленков В.Н. За кражу документов – 3 года // Там же. 2008. № 5. С. 138–139.
Список литературы
-
Душенькин В.В. К 50-летию Центрального государственного архива Советской армии // Советские архивы. 1970. № 3. С. 44–49.
-
Козурман С.О. Центральные государственные архивы СССР в эвакуации в Саратове (1941–1942 гг.) // Отечественные архивы. 2020. № 3. С. 3–12.
-
Кузеленков В.Н. Российскому государственному военному архиву – 90 лет // Вестн. архивиста. 2010. № 4. С. 64–75.
-
Тархова Н.С. Публикационная работа Российского государственного военного архива в постсоветские десятилетия // Отечественные архивы. 2015. № 1. С. 22–35.