Вы здесь
Организация работы в режиме онлайн с запросами в федеральные и региональные архивы
УДК 930.25+004
В течение первых двух десятилетий XXI в. в работе архивных учреждений Российской Федерации произошли существенные изменения, вызванные внедрением сетевых коммуникационных технологий.
Более десяти лет назад были сформулированы цели[1], которые можно реализовывать посредством архивных сайтов в Интернете. C тех пор заявленные цели не изменились. Это предоставление общей справочной информации об архивных документах и архивах, постоянное информирование об архивной деятельности, содействие поиску архивных документов и получению архивных услуг, взаимное информирование архивистов и обсуждение профессиональных архивных вопросов, популяризация архивного дела, формирование позитивного имиджа архивов у граждан и общества.
В настоящей статье представлены результаты анализа форм и технологий, которые применяются сегодня на сайтах архивных учреждений Российской Федерации для организации работы с запросами в режиме онлайн. Автором статьи рассматриваются сайты федеральных и региональных архивов, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере архивного дела (далее – уполномоченные органы) и архивных порталов по состоянию на июнь–август 2019 г. Цель анализа – выяснить, какую информацию об организации исполнения запросов пользователь может получить на сайтах архивных учреждений и какими сервисами воспользоваться, если ему необходимы архивная справка, архивная выписка, архивная копия или информационное письмо по интересующему вопросу. На период проведения исследования в Рунете была представлена информация обо всех 15 федеральных и 190 (из 195) региональных архивах[2]. Недоступны или отсутствовали сайты Национального архива Республики Адыгея[3], госархивов новейшей истории Калининградской[4] и Магаданской[5] областей, Чукотского автономного округа[6], Усть-Ордынского филиала Госархива Иркутской области[7].
Напомним, что, согласно ст. 26 «Использование архивных документов» Федерального закона от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», «запросы и обращения пользователей могут быть направлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет», а «государственные и муниципальные… архивы… могут на основе имеющихся у них архивных документов и справочно-поисковых средств оказывать пользователю архивными документами платные информационные услуги»[8].
Большинство запросов, поступающих в архивные учреждения, подразделяются на запросы социально-правового характера («запросы, связанные с социальной защитой граждан, предусматривающей их пенсионное обеспечение, а также получение льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными обязательствами Российской Федерации») и тематические («запросы о предоставлении архивной информации по определенной проблеме, теме, событию, факту»)[9].
В новом проекте Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, научных организациях (2019 г.) говорится: «…архив организует прием запросов непосредственно в архиве, по почте, с использованием официального сайта архива или официального сайта уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере архивного дела, официального сайта органа местного самоуправления, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, по информационно-телекоммуникационным сетям»[10].
Одна из самых сложных задач, стоящих перед пользователем, – определить, куда именно ему следует обратиться и какую информацию предоставить при подаче запроса. Для этого на сайтах должны присутствовать подробные разделы помощи, а в них объяснено, какие виды запросов выполняет архив, бесплатна ли услуга либо сколько она стоит, каков порядок подачи запроса и получения ответа, куда обратиться в случае, если запрос не может быть исполнен в данном архиве по причине отсутствия документов. Однако только на четырех сайтах федеральных архивов такой раздел есть. Пользователям, обращающимся к документам федеральных архивов, также могут пригодиться раздел «Помощь» на сайте Росархива[11] и материалы Справочно-информационного центра федеральных архивов (СИЦ ФА)[12]. На региональном уровне ситуация иная – справочную информацию относительно исполнения запросов можно найти на 62% сайтов. Важно отметить, что зачастую функции такого раздела выполняют административные регламенты, в которых процедура исполнения запросов подробно изложена. Однако не каждый пользователь об этом знает. Ситуация осложняется и тем, что во многих регионах одновременно действуют несколько архивных сайтов (например, официальный сайт уполномоченного органа и архивный портал; официальный сайт уполномоченного органа и официальный сайт госархива; старая и новая версии архивного портала и т. д.), на которых информация об услугах может различаться как по смыслу, так и по полноте.
На ряде сайтов, например Национального архива Республики Калмыкия, в разделе «Стол справок» подраздел «Бланки запросов о стаже и заработной плате» вообще пустой[13]. На сайте Госархива Костромской области в разделе «Порядок исполнения социально-правовых запросов» написано: «Страница находится в стадии разработки»[14]. На сайте Оренбургского госархива социально-политической истории при попытке открыть в разделе «Услуги» страницу «Получение справок и тематических запросов» выдается сообщение об ошибке 404 – «страница не найдена»[15]. Чуть меньше половины федеральных (7 из 15) и только 64% региональных (121 из 190) архивов размещают на сайтах телефоны столов справок, хотя эта информация пользователю полезна: по телефону можно получить консультацию по подаче запроса, а также выяснить ход его выполнения.
Так как исполнение тематических запросов – услуга платная, архивным учреждениям еще в 2001 г. в Рекомендациях по созданию архивного сайта в Интернет советовали размещать на сайтах Перечень услуг, оказываемых архивом, с разделением на бесплатные и платные (с указанием расценок)[16]. Оптимальным является размещение действующего прейскуранта платных услуг. Анализ показал, что на всех сайтах федеральных архивов прейскуранты выставлены, причем утвержденные относительно недавно: два в 2019 г., остальные – в 2018 г. А у 65 региональных архивов (33%) прейскуранты отсутствуют, еще у пяти (3%) цены есть, но нет даты утверждения, поэтому невозможно понять, насколько они актуальны. Примерно половина размещенных региональных прейскурантов относительно «свежие» (утверждены в 2017–2019 гг.), 12% имеют даты от 2008 до 2016 г.[17]
Очень важным является наличие на сайте информации о том, каким образом и как именно в конкретном архивном учреждении запросы принимаются к исполнению. Если в начале 2000-х гг. они поступали только традиционным путем (через личное обращение в архив или посредством обычной почты), то ныне информационно-коммуникационные технологии предоставили множество иных вариантов. Однако на сайтах трех федеральных (РГАНИ, РГАФД и РГАКФД) и 21 регионального (11%) архивов информация о том, в какой форме принимаются запросы, отсутствует. Можно предположить, что они верны традиционным формам, но все же было бы целесообразно указать это на сайте.
Для успешного исполнения запроса пользователь должен сообщить максимум известных ему сведений по интересующему вопросу. При этом в зависимости от конкретного вида запроса часть сведений являются обязательными, без них исполнить его будет невозможно или придется вступать в переписку с заявителем для уточнения информации. В этой связи очень важно разместить на сайте типовой бланк-заявление для каждого конкретного вида запроса (в форматах doc, rtf или pdf)[18], что поможет пользователю грамотно составить запрос и направить в архив традиционной или электронной почтой. Иногда, помимо бланков, на сайтах также размещают образцы анкет-заявлений (в тех же форматах), поясняющих, как должна быть заполнена та или иная графа.
Анализ показал, что бланки заявлений размещены на сайтах только трех федеральных архивов (РГАНИ, РГВА, РГА в Самаре), а образцы их заполнения на сайтах федеральных архивов и вовсе отсутствуют. На 51% сайтов региональных архивов бланки заявлений даны, а на 13% есть и образцы. Столь низкие проценты объясняются тем, что сейчас наиболее удобным способом подачи запросов является заполнение пользователем непосредственно на сайте архива форм заявлений по различным категориям запросов («о трудовом стаже», «о переименованиях организации», «о наградах» и др.), которые созданы программистами.
Форма – это гипертекстовый шаблон, заготовка электронного письма в архив, отправляемого после заполнения нужных полей автоматически по электронной почте. Для каждого вида запроса желательно создавать свою индивидуальную форму с обязательными для заполнения полями и возможностью прикрепления аттачментов (файлов в графических или текстовых форматах с информацией, необходимой для исполнения запроса)[19]. В самой форме может быть предусмотрена возможность указания заявителем предпочтительного способа получения ответа (по электронной либо обычной почте или на руки). Учитывая реалии современного телекоммуникационного пространства и нормы законодательства, в частности Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»[20], желательно добавлять в форму поле для капчи[21] и поле, подтверждающее согласие пользователя на сбор и обработку его персональных данных. Если отправка формы возможна только после авторизации пользователя в личном кабинете на сайте архивного учреждения, то получать согласие пользователя на обработку персональных данных и использовать капчу целесообразно при его регистрации в личном кабинете.
С целью защиты персональных данных также рекомендуется применять на сайте защищенный протокол передачи гипертекста HTTPS [22]. Но пока это выполнено лишь на незначительной части сайтов, хотя процесс идет. В исследовании, которое мы проводили летом 2018 г., таких сайтов было всего 20[23], сейчас их 26. Так, на защищенный протокол из 15 федеральных архивов переведен лишь сайт РГАВМФ, а среди 190 сайтов региональных архивов защищенных только 25[24]. Доля сайтов федеральных архивов, имеющих формы, но использующих незащищенный протокол http, составляет 90%, региональных – 28%.
Анализ показал, что на сайтах 83% федеральных и 41% региональных архивов есть формы для подачи запросов. При этом на сайтах 70% федеральных и 80% региональных архивов обязательные для заполнения поля форм маркируются звездочкой. В 10% и 15% соответственно обязательные поля не выделяются. На сайтах двух федеральных (ГАРФ и РГАСПИ) и четырех региональных архивов все поля форм являются обязательными для заполнения.
Капчей не защищены формы на сайтах 30% федеральных и 38% региональных архивов. Возможность прикрепления к запросу аттачмента предусмотрена у форм на 49 сайтах региональных архивов и только четырех федеральных (РГАЭ, РГАСПИ, РГВА, РГАЛИ). На сайтах РГАВМФ, РГАЛИ, Госархива Тульской области, «Архивы Санкт-Петербурга», «Электронный читальный зал государственных архивов Московской области» запрос через форму можно отправить только после регистрации на сайте. Согласие на обработку персональных данных из федеральных архивов спрашивают у пользователя лишь ГАРФ и РГАЛИ. РГА в г. Самаре ограничивается следующим сообщением: «Администрация сайта гарантирует использование Ваших персональных данных исключительно в целях подготовки ответа на Ваш запрос». По требованиям № 152-ФЗ этого недостаточно. Что касается региональных архивов, то только 44 из них запрашивают у пользователя подтверждение согласия на обработку персональных данных перед отправкой формы.
Зачастую пользователю нелегко понять, в каком именно разделе найти форму для запроса, так как наименования разделов могут быть самыми разными: «Запросы», «Услуги», «Вопрос-ответ», «Интернет-приемная», «Обращения граждан», «Гостевая книга» и т. д. Иногда на сайте таких разделов несколько: в одном размещены справочные данные, в другом – формы, в третьем – статистические отчеты об исполнении запросов. Форм тоже бывает несколько; они присутствуют в разных разделах и созданы по разным принципам (где-то есть капча или аттачменты, где-то их нет). Скорее всего, это означает, что у форм разное предназначение, но тогда нужно в каждом конкретном случае указывать, для каких целей создана та или иная форма. Так, например, на сайте Комитета по управлению архивным делом Ростовской области запрос можно отправить через два раздела: «Обращения граждан»[25] и «Вопрос – ответ»[26] (по сути, гостевую книгу). А на сайте Госархива Ростовской области, наоборот, сказано следующее: «Запросы в ГАРО принимаются только через форму “Отправить запрос”. Гостевая книга предназначена для сбора пожеланий и предложений»[27]. Полагаем, что подход, реализованный на сайте ГАРО, предпочтительней. Тем более что публикация запросов и ответов на них в публичном доступе в Гостевой книге противоречит законодательству о персональных данных.
На сайте Госархива Республики Тыва «Интернет-приемная»[28] и форма для запросов[29] реализованы по-разному. В частности, при обращении через «Интернет-приемную» пользователь имеет возможность создать на сайте свой личный кабинет. Почему эта же функция не включена в форму для подачи запросов, непонятно.
Интересно реализована форма подачи социально-правовых запросов на сайте Центра документации общественных организаций Свердловской области[30] – к каждому полю формы подвязана иконка с дополнительной справочной информацией по правилам заполнения именно этого конкретного поля, что очень полезно для пользователей.
Соотношение бланков, образцов и форм запросов следующее: на 73% сайтов федеральных архивов размещены только формы, на 18% – и формы, и бланки, на 9% – только бланки. В регионах 36% сайтов размещают только бланки, 27% – только формы, 20% – формы и бланки, 8% – бланки и образцы, 6% – и бланки, и формы, и образцы, 2% – формы и образцы, 1% – только образцы.
Если запросы пользователей передаются в архив через программируемые формы заявлений, то желательно предусмотреть возможность автоматического отслеживания статуса заявления[31]. Однако на сайтах федеральных архивов эта функция реализована лишь у РГАЛИ в личном кабинете, а в регионах – только на 33 сайтах. Чаще всего для выяснения судьбы запроса пользователь должен ввести его номер или свои фамилию, имя, отчество (ФИО). Реже встречаются случаи, когда требуют штрих-код; ФИО того, о ком запрашивают; номер и пароль; номер, ФИО заявителя и дату и т. д. На сайте Государственного исторического архива Сахалинской области функция «Проверка статуса исполнения» заявлена, но не работает[32]. В Госархив Новосибирской области запросы можно подать как через личный кабинет на сайте архива[33], так и через сайт «Электронный архив Новосибирской области»[34]. В первом случае исполнение запроса отслеживается через личный кабинет, во втором – пользователь должен ввести свои фамилию, имя, отчество.
Помимо возможности подать запрос, заполнив форму на сайте архивного учреждения, существуют и иные способы. О том, что это можно сделать непосредственно в архиве через приемную[35] или стол справок, сообщается на сайтах 25% федеральных и 64% региональных архивов. Обычную почту предлагается использовать на сайтах 42% федеральных и 43% региональных архивов. Треть федеральных и 46% региональных архивов примут запрос по электронной почте, а по факсу – 17 и 11% соответственно.
Массовое развитие электронных сервисов услуг и внедрение во многих регионах технологии «одного окна» постепенно оказывают свое влияние и на архивную сферу. В регионах, в зависимости от того, какие соглашения и договоры заключили уполномоченные органы, стала возможной подача архивных запросов через ПФР (4%), МФЦ (23%) и порталы госуслуг (50%). В федеральные архивы запрос можно подать через СИЦ ФА.
В единственном «экземпляре» заявлены такие способы подачи запросов, как запрос через социальную сеть «ВКонтакте» (Госархив новейшей истории Новгородской области) и запрос через личное сообщение на форуме (Госархив Тамбовской области). На сайте Комитета по управлению архивным делом Ростовской области не указано, что запросы принимаются в разделе «Вопрос – ответ», но фактически там на них отвечают. Нужно отметить, что архив, как правило, не ограничивает пользователя каким-либо одним способом подачи запроса. Две трети федеральных архивов предлагают от двух до пяти различных вариантов (больше всего их у РГАСПИ), 83% региональных архивов – от двух до восьми (больше всего их у Госархива Новосибирской области).
Получить ответ на запрос пользователь может также различными способами. У федеральных архивов их три: лично в приемной архива, традиционной или электронной почтой; у региональных, помимо указанных, – еще и через МФЦ, личный кабинет на сайте, курьером или «по месту обращения». К сожалению, на сайтах четверти федеральных и половины региональных архивов об этом ничего не написано. Федеральные архивы (72%) предлагают два способа получения ответа (одним всегда является традиционная почта). Региональные архивы, как правило, предлагают два (36%) или три (26%) способа, треть (33%) ограничиваются одним, а у Госархива Тульской области, Госархива новейшей истории Ульяновской области, Центрального госархива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга их четыре.
Таким образом, единого подхода к приему запросов через Интернет и выдаче результатов их исполнения у архивных учреждений не наблюдается. К тому же существуют большие различия не только между архивами федеральными и региональными, но и между регионами. Безусловно, именно сейчас прослеживается тенденция переноса механизмов, позволяющих пользователю, не выходя из дома, отправлять запросы и получать результат в виде архивных справок и выписок с сайтов самих архивных учреждений на федеральные или региональные порталы государственных услуг или в МФЦ (судя по информации из новостных разделов на сайтах, многие регионы начали предоставлять услуги таким образом только с 2019 г.). Идеология «одного окна» удобна для пользователя и частично разгружает самих архивистов, в том числе позволяет им не создавать сервисы для отправки форм с собственных сайтов. Однако, как правило, это касается только социально-правовых запросов. Организовать прием запросов тематических (генеалогических, имущественных и т. д.) через порталы госуслуг или МФЦ не всегда возможно. В некоторых регионах архивные учреждения развивают сотрудничество с ПФР. Недавно в Республике Татарстан стартовал пилотный проект по взаимодействию органов ПФР с архивами республики, итоги которого позволят инициировать внесение изменений в ряд федеральных законов[36]. Вопросы совершенствования электронного взаимодействия архивных учреждений и органов ПФР являются предметом обсуждения руководства Росархива и ПФР на регулярных встречах[37].
Однако, независимо от способов поступления запросов, архивы обязаны создавать и поддерживать на сайтах актуальные и подробные разделы помощи, чтобы правильно ориентировать пользователя еще до того, как он приступит непосредственно к процедуре подачи запроса. В настоящий момент такой справочной информации на сайтах явно недостаточно.
Для успешного исполнения запросов и архивистам, и пользователям необходимы более совершенные справочно-поисковые средства (различного рода справочники и базы данных). Многие из них формируются в самом архиве и могут быть доступны как из читального зала, так и удаленно, через архивные сайты. Но при этом они носят фрагментарный характер, поскольку содержащаяся в них информация отражает фонды только конкретного архивного учреждения. Поэтому необходимы единые отраслевые базы данных.
1 марта 2019 г. Росархив запустил пилотную версию Общероссийской справочно-информационной системы «Базы данных по местам хранения документов по личному составу»[38], которая пока лишь вызывает различные вопросы. БД почему-то закрыта от поисковых систем, что резко снижает ее доступность для пользователей. Сайт по-прежнему работает на протоколе http, хотя логичнее сразу создавать новый проект с использованием защищенного протокола. В разделе «О проекте» сказано: «Пилотная версия включает сведения о документах по личному составу, хранящихся в федеральных архивах Российской Федерации, и содержит более 25 тыс. записей». Из этого текста неясно, вся или не вся информация по федеральным архивам введена. Проверка, проведенная с использованием ранее опубликованного на портале «Архивы России» «Краткого межархивного справочника о местах хранения документов по личному составу. Вып. 1»[39], показала, что даже по фондам федеральных архивов БД далека от полного заполнения. Очевидно также, что нужна не просто полноценно функционирующая единая БД по местам хранения документов по личному составу, а БД с соответствующим юридическим статусом, чтобы на ее данные могли опираться и ПФР, и суды, в том числе для доказательства утраты документов по личному составу организациями.
Единые базы данных, доступные через Интернет, можно было бы разработать также по репрессированным, эвакуированным, награжденным и т. д. Подобные проекты начинают реализовываться в интернет-пространстве стран ближнего зарубежья. Так, 1 июля 2019 г. в Национальном архиве Республики Беларусь (НАРБ) состоялась презентация проекта издательского дома «Беларусь сегодня» и НАРБ по созданию общедоступной базы данных о партизанах и подпольщиках, действовавших на территории Белоруссии во время Великой Отечественной войны, и информационного интернет-портала «Партизаны Беларуси»[40].
Целесообразно подготовить на федеральном уровне методические рекомендации по эффективным и комфортным для пользователей способам формирования и направления запросов в архивные учреждения и отслеживания хода работ по их исполнению.
Большинству архивов можно рекомендовать провести независимый, в том числе от компаний – разработчиков сайтов, аудит своих архивных информационных интернет-ресурсов. Это особенно актуально для архивных учреждений, информация о которых представлена на ряде сайтов (сайт уполномоченного органа, сайт госархива, архивный портал, электронный архив региона и т. д.). Зачастую информация на сайтах либо дублируется, причем иногда не полностью, либо, что хуже, представлена на разных ресурсах по-разному[41]. Используя термин «аудит», мы не имеем в виду необходимость обращения в какие-то аудиторские или SEO‑фирмы[42], поскольку это требует финансовых вложений, а результат не всегда оправдан. Гораздо эффективнее могут стать сбор и анализ мнений пользователей сайта и исследователей, приходящих в читальный зал архива, а также взаимный аудит архивных учреждений. Чрезвычайно важны распространение положительного опыта архивного сайтостроения, обмен информацией на специализированных семинарах, в том числе в режиме онлайн и в форме вебинаров, и на региональных научно-методических советах. Реализация комплекса предложенных мер позволит поднять работу с запросами пользователей в режиме онлайн на более высокий уровень.
Список литературы
-
Боброва Е.В. Сайты российских архивов: взгляд пользователя ресурсов // Отечественные архивы. 2018. № 6. С. 28–38.
-
Киселев И.Н. Информационные технологии в архивном деле: актуальные проблемы и пути их решения: докл. на Совете по архивному делу при Федеральном архивном агентстве (4 июня 2008 г., Москва). URL: http://portal.rusarchives.ru/news/council_90_k.shtml
[1] Киселев И.Н. Информационные технологии в архивном деле: актуальные проблемы и пути их решения: докл. на Совете по архивному делу при Федеральном архивном агентстве (4 июня 2008 г., Москва). URL: http://portal.rusarchives.ru/news/council_90_k.shtml
[2] Для сбора данных о государственных архивах и адресов их сайтов использовалась информация из раздела «Органы управления архивным делом и архивы субъектов Российской Федерации» (http://rusarchives.ru/state/list), которая затем уточнялась по данным официальных сайтов уполномоченных органов в регионах. Учитывались филиалы, но не брались в расчет архивные организации, не работающие с запросами граждан (например, лаборатории). Так как в Кабардино-Балкарской и Чеченской республиках, а также в Ненецком автономном округе национальных / государственных архивов как юрлиц нет, а их функции выполняют уполномоченные органы, то для этих трех субъектов рассматривались их сайты.
[3] У Управления по делам архивов Республики Адыгея собственного сайта тоже нет, есть только раздел на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея.
[4] Сайт указан, но не работает.
[5] Архивное агентство Министерства государственно-правового развития Магаданской области не имеет ни собственного сайта, ни собственного раздела на сайте этого министерства.
[6] Госархив Чукотского автономного округа подчиняется непосредственно аппарату губернатора и Правительства Чукотского автономного округа, но в разделе аппарата на официальном сайте Чукотского автономного округа есть только контактная информация госархива.
[7] В разделе «Структура» сайта Госархива Иркутской области есть только контактная информация филиала.
[8] Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». URL: http://archives.ru/documents/fz/zakon-archivnoe-delo.shtml
[9] Проект Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, научных организациях, 2019. URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=87375
[10] Там же.
[11] URL: http://archives.ru/faq.shtml
[12] URL: http://rgantd.ru/spravochno-informatsionnyi-tsentr.shtml
[13] URL: http://kalmarhiv.ru/бланки-запросов-о-стаже-и-заработной-п/
[14] URL: http://kosarchive.ru/services/queries/
[15] URL: http://www.orengaspi.orb.ru/?page_id=166
[16] URL: http://portal.rusarchives.ru/methodics/sait.shtml
[17] Если на сайте были размещены приказы о внесении изменений в прейскурант, в исследовании учитывался год, когда вносились последние изменения.
[18] Эти файлы пользователь скачивает на свой компьютер, заполняет в электронном виде или от руки и отсылает в архив обычной или электронной почтой.
[19] Как правило, это сканированные образы различных документов (трудовой книжки, например).
[20] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/
[21] Компьютерный тест, используемый для того, чтобы определить, кем является пользователь системы: человеком или компьютером. Он необходим для защиты от спама.
[22] Инструкция по переходу на HTTPS // Яндекс.Помощь. URL: https://yandex.ru/support/webmaster/yandex-indexing/https-migration.html
[23] Боброва Е.В. Сайты российских архивов: взгляд пользователя ресурсов // Отечественные архивы. 2018. № 6. С. 34.
[24] Сайт Архивной службы Кабардино-Балкарской Республики все еще не переведен на защищенный протокол, но на портале «Архивы России» ссылка на его адрес начинается с https://, что приводит к ошибке доступа – попасть на сайт невозможно, выдается сообщение об ошибке сертификата.
[25] URL: http://cuadaro.donland.ru/Default.aspx?pageid=374
[26] URL: http://cuadaro.donland.ru/Default.aspx?pageid=104606
[27] URL: http://gosarhro.ru/guestbook/
[28] URL: http://gosarhivrt.ru/информация-для-ознакомления-желающи/
[29] URL: http://gosarhivrt.ru/category/подать-запрос/
[30] URL: http://www.cdooso.ru/index.php/for-citizens/requests/socio-legal-requests
[31] Пользователь в режиме реального времени может отслеживать, на какой стадии исполнения находится его запрос.
[32] URL: https://www.giaso.ru/
[33] URL: https://archive.nso.ru/priem/user/login
[34] URL: http://www.e-archive.nso.ru
[35] Здесь тоже наблюдается внедрение информационных технологий. В архивах Удмуртии запрос можно подать через информационные киоски, установленные в приемных.
[36] Подробнее см.: Вафин Э.Я., Стрелкова И.Г. Взаимодействие органов ПФР с государственными и муниципальными архивами Республики Татарстан // Отечественные архивы. 2019. № 3. С. 23–26.
[37] О встрече руководителя Росархива А.Н. Артизова с председателем ПФР А.В. Дроздовым 1 июля 2019 г. см.: Официальный сайт Федерального архивного агентства. URL: http://archives.ru/press/01–07–2019-rosarhiv-pfr.shtml
[38] URL: http://ls.rusarchives.ru/
[39] URL: http://portal.rusarchives.ru/guide/lich_sostav/content.shtml
[40] URL: https://partizany.by/
[41] Если ресурсов несколько, нужно выбрать единственный, на котором та или иная информация представлена максимально полно и достоверно, а с остальных ресурсов давать ссылки на этот раздел. В таком случае изменения информации потребуют минимальных усилий от сотрудников и не появится угроза возникновения разночтений.
[42] Компании, профессионально занимающиеся продвижением сайтов в поисковых системах.