Вы здесь
Конфессиональная политика Временного правительства России: сборник документов
Конфессиональная политика Временного правительства России: сб. док. / Федер. арх. агентство, Рос. гос. арх. соц.-полит. ист., Рос. гос. гуманитар. ун-т, Моск. пед. гос. ун-т; сост., авт. предисл. и коммент. М.А. Бабкин. М.: Политическая энциклопедия, 2017. – 558 с. – 1000 экз.[*]
В последние годы заметно активизировались исследования разных периодов и аспектов истории Русской православной церкви. Особое внимание привлекают публикации документов о взаимоотношениях Церкви с властью и обществом в 1917 г. – драматичном и трагичном для России в целом и одного из важнейших институтов ее государственности – РПЦ в частности.
В результате кризиса с конца XIX в. в российском обществе, прежде всего в среде интеллигенции, наступило заметное охлаждение к ценностям православной веры и значимости церковной организации. Антиклерикальные настроения проникали и в широкие народные массы. В этих условиях необходимость назревших реформ в Церкви сознавалась многими. Основная часть духовенства также проявляла недовольство политикой Святейшего синода, питала надежды на обретение независимости при решении внутрицерковных дел.
Вышедший сборник вызвал большой интерес ученых, особенно специалистов в области права. В частности, д-р юрид. наук А.М. Величко и д-р юрид. наук О.В. Мартышин опубликовали положительные рецензии на издание с некоторыми суждениями о дополнении его содержания рядом документов[1]. Так, А.М. Величко с юридической позиции сожалеет об отсутствии в сборнике источников церковного права времен византийских номоканонов, законодательства византийских императоров по делам Церкви, а также уставов киевских и иных русских князей времен Московской Руси, не говоря уже о синодальном периоде. Он указывает, что они упоминались в исторических публикациях церковного права выдающегося русского канониста и цивилиста Н.С. Суворова (1848–1909) и другого исследователя в области канонического права – архимандрита (позднее епископа) Иоанна (Соколова; 1818–1869), относившего к источникам церковного права постановления греко-римских императоров, перешедшие на Русь, «Духовный регламент» Петра Великого, государственные постановления по делам Церкви и общий Свод законов Российской империи[2]. Это, конечно, важные исторические источники, но они «размывают» фокус внимания к избранному автором периоду. Возможна их самостоятельная публикация в дальнейшем.
Целью нового фундаментального издания является не просто расширение источниковой базы государственно-конфессиональных отношений в 1917 г., введение в научный оборот новых документов, в том числе характеризующих вероисповедную политику Временного правительства, не лишенную непоследовательности и противоречий. Его особая ценность в том, что рассмотрен полномерный историко-юридический «масштаб» проблемы.
Планы реформ церковного управления перешли в область политических практик Временного правительства и были направлены на постепенное преобразование России в светское правовое государство, в основе которого лежат принципы полной вероисповедной свободы, равенства всех религиозных объединений перед законом и равной удаленности их от государственной власти. Казалось бы, началось сотворчество в русле новой политики. Но процесс, как показывают публикуемые документы, быстро уступил место силе, логика которой сводилась к жесткому разделению, специализации и рационализации, т.е. реализму. М.А. Бабкин обоснованно отмечает, что Временное правительство в делах «внешнего» церковного управления считало себя облеченным теми же полномочиями, что и царская власть (С. 38). Другими словами, вступление в сферу свободного существования, т.е. в сферу модерна, его прогрессистской парадигмы, придало процессу негативную или критическую силу.
Из сборника исключены источники церковного права «второго ряда», кроме Священного Писания и Священного Предания; канонов и правил святых апостолов, святых вселенских и поместных Соборов и святых отцов; постановлений русских поместных и архиерейских Соборов, Священного синода, указов Патриарха Московского и всея Руси и самого устава. Их содержание свидетельствует о том, что, несмотря на привлечение многих интеллектуалов, порядок государственного управления делами конфессий при Временном правительстве формально остался прежним. В отношении Православной российской церкви он осуществлялся через обер-прокуратуру Святейшего синода, а всех остальных вероисповеданий – через Департамент духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел, с 5 августа 1917 г. – Министерство исповеданий и его департаменты по делам Православной церкви и по делам инославных и иноверных исповеданий.
Учрежденному Временным правительством Министерству исповеданий предписывалось «передать 1) канцелярию обер-прокурора Святейшего правительствующего синода с юрисконсультской частью, с переименованием этой канцелярии в Департамент Министерства исповеданий по делам Православной церкви, а должность юрисконсульта при обер-прокуроре – в должность юрисконсульта Министерства исповеданий, и 2) Департамент духовных дел иностранных исповеданий, с переименованием сего департамента в Департамент Министерства исповеданий по делам инославных и иноверных исповеданий» (Док. № 14).
Временное правительство не отстранило религиозные организации от исполнения государственных и общественных функций. В частности, гражданская регистрация браков и разводов устанавливалась только для лиц, находившихся во вневероисповедном состоянии. Российское законодательство при Временном правительстве продолжало считать широкий ряд предметов христианских церквей «священными», а также «освященными через употребление при богослужении». В этой связи логично завершение публикации документов помещенным в специальное приложение перечнем основных нормативно-правовых актов советской власти в области государственно-конфессиональных отношений.
Читателю представлено 249 документов (из них 154, или 62%, введено в научный оборот впервые) из фондов Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского государственного исторического архива (РГИА), Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА). Среди них комплекс актов законотворческой деятельности Временного правительства: постановлений, законопроектов, материалов делопроизводственной переписки, посланий к народу по вопросам, «общим для всех российских конфессий или их групп», а также «документов как Временного правительства, так и его отдельных министерств, относящихся к деятельности конкретных конфессий» (С. 43).
В структуре сборника два раздела. Первый – «Законотворческая деятельность Временного правительства по вопросам общим для всех конфессий или их групп» – включает два подраздела, содержание которых обусловлено видами нормативно-правовых актов Временного правительства: постановлениями (законами), публиковавшимися Правительствующим сенатом в определенном законом порядке в «Собрании узаконений и распоряжений Правительства», и подзаконными актами – журнальными постановлениями и указами, действовавшими в рамках отдельных регионов, ведомств и даже отдельных структур.
Не менее интересен и второй раздел «Законотворческая деятельность Временного правительства по вероисповеданиям». Документы систематизированы по вероисповеданиям согласно существовавшей в Российской империи своеобразной и сложной иерархии конфессий: православные – к ним отнесены старообрядчество юрисдикции Православной российской церкви, Грузинская церковь (Грузинский католикосат и Грузинский (Кавказский) экзархат Православной российской церкви) (С. 172–296); инославные – Римско-католическая церковь, Униатская церковь (Католическая церковь греко-восточного обряда), Армянская апостольская церковь, Евангелическо-лютеранская церковь (С. 297–401); сектанты («свободоверцы») – меннониты, скопцы, баптисты и евангельские христиане, духоборы (С. 402–415); иноверцы – мусульмане, иудеи, караимы, буддисты (С. 416–432).
Представлены документы по истории взаимоотношений Временного правительства и конфессий России в судьбоносном 1917 г. Публикуются законодательные и правительственные акты, архивные материалы (законопроекты, созданные различными министерствами Временного правительства, не успевшие обрести статус норм права), документы российских конфессий, посланий к народу по вопросам, общим для них или их групп. Особый интерес представляют не успевшие стать законами проекты постановлений Временного правительства, выработанные министерствами народного просвещения, юстиции, а также внутренних дел. По содержанию проектов можно понять вектор движения законотворческой мысли в кабинетах властных структур.
Особо ценной представляется авторская работа над обширным историко-историографическим и источниковедческим комментарием ко всем структурным частям сборника, включая подробнейшее историческое и археографическое предисловия. (М.А. Бабкин имеет весомый авторитет в науке своими исследованиями о кризисе идеи «симфонии властей» задолго до революционных событий; в монографии «Священство и царство. Россия, начало XX века – 1918 год»[3] им сделаны обоснованные выводы, ранее не встречавшиеся в науке.) Историческое предисловие хронологически охватывает период с начала автокефалии Русской православной церкви до Особого совещания по общим вероисповедным вопросам, разработавшего законопроект о свободе совести (Док. № 12), внесенный Министерством внутренних дел «на уважение» Временного правительства и предполагавший полную вероисповедную свободу.
Археографическое предисловие содержит подробнейший анализ изданных по теме источников, включая региональные (в Украине, Грузии) и зарубежные (в Финляндии, США). Публикуемые в большинстве своем впервые, они созданы в делопроизводстве министерств Временного правительства и их структур – департаментов, комиссий, совещаний, а отложились в фондах Канцелярии министра-председателя Временного правительства, Канцелярии Временного правительства, Юридического совещания при Временном правительстве, Департамента общих дел МВД Временного правительства, Государственного комитета по народному образованию при Министерстве народного просвещения Временного правительства, Министерства просвещения Временного правительства, Всероссийского церковного Поместного (Священного) собора 1917–1918 гг. (ГАРФ); Канцелярии обер-прокурора Синода, Департамента духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел (РГИА); Штаба Верховного главнокомандующего (Ставка, г. Могилев) (РГВИА).
Отбор документов определялся целью и задачами сборника. Из-за превышения объема не вошли материалы о назначении пенсий священнослужителям и их семьям, награждении духовенства христианских и нехристианских исповеданий за боевые отличия и труды, обсуждении и принятии смет на содержание каких-либо учреждений, а также разрешения Временным правительством структурным единицам различных конфессий на прием пожертвований земельных участков, покупку и продажу недвижимого имущества, приказы обер-прокурора Святейшего синода и министра исповеданий по кадровым вопросам и т.п. С соответствующими комментариями публикуются один-два типовых документа: например, по бракоразводным делам, о переходе из одного вероисповедания в другое, разрешении поступать священнослужителям в высшие светские учебные заведения, назначении на должности и увольнении священнослужителей (в первую очередь иерархов Православной церкви).
В сборнике публикуются лишь извлечения из содержательной части журналов заседаний Временного правительства (так называемые протокольные постановления): без начальной и удостоверительной частей, где приводятся списки присутствовавших и поставивших подписи. Более подробную информацию можно найти в изданном ГАРФ четырехтомнике «Журналов заседаний Временного правительства»[4].
Документы в каждом из разделов расположены в хронологическом порядке, публикуются по правилам современного правописания, с сохранением стилистики оригиналов. В заверительной подписи указаны место хранения документа, подлинник или копия, сведения о первой публикации. Например, о заявлении 4 марта 1917 г. обер-прокурора Святейшего синода В.Н. Львова о том, что Временное правительство предоставляет Православной русской церкви полную свободу в ее управлении, сообщалось в ряде периодических изданий того времени, в частности, в приложении к «Православному благовестнику», «Петроградских ведомостях», херсонских и омских епархиальных ведомостях и даже в «Китайском благовестнике». Незначительные карандашные или чернильные правки на некоторых документах, удостоверительные, а также малоинформативные и неразборчивые делопроизводственные пометы, как правило, не учитывались.
Ценность научно-справочного аппарата умножают 14 приложений с важнейшими дополнительными сведениями, полезными исследователю. Среди них данные о составе населения России по вероисповеданиям по состоянию на 1897 г.; извлечения из Уставов духовных дел иностранных исповеданий, Свода основных государственных законов Российской империи (1906. Т. I. Ч. 1.); перечни духовных должностей классов основных должностей и соответствующих им окладов служащих по Департаменту духовных дел иностранных исповеданий МВД и классов основных должностей и соответствующих им окладов служащих по Ведомству православного исповедания и другие основополагающие правовые документы.
Имеются списки использованных источников и литературы, а также сокращений и аббревиатур, указатель имен, перечень опубликованных документов. В комментариях к документам, именном указателе приводятся краткие биографические сведения об упоминаемых лицах. В некоторых случаях, когда в документах должности называются достаточно подробно, в комментариях по содержанию они не дублируются. Комментарии подробны, включают изложение многочисленных трактовок и современников событий, и последующих историков-аналитиков. По сути, они вобрали в себя имеющуюся литературу, как досоветскую, советскую, так и эмигрантскую и постсоветскую.
В целом сборник позволяет объективно представить конфессиональную политику государства, проводимую в период смены общественно-политического строя – перехода страны от монархии к буржуазной демократии, дает картину непростого и не лишенного противоречий процесса становления России как светского государства. Он предназначен для всех, кто интересуется историей России, историей права и взаимоотношений государства и конфессий, и будет полезен студентам, изучающим отечественную историю, культурологию, конфликтологию, этнологию и другие гуманитарные дисциплины в высшей школе.
Т.Ю. КРАСОВИЦКАЯ
[*] Рецензия подготовлена в рамках программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Культурно-сложные общества: понимание и управлениe» по теме «“Советский национальный проект” в 1920–1940-е гг.: идеология и практика» (проект № АААА-А18–118020190145–6).
[1] Величко А. Церковное право не бывает временным. О сборнике малоизвестных юридических документов революционного русского правительства 1917 года // Независимая газета. 2018. 4 дек.; Мартышин О.В. Первые шаги России к светскому государству. Рец. на сб.: Конфессиональная политика Временного правительства России: сб. док. / сост., авт. предисл. и коммент. М.А. Бабкин // Государство и право. 2019. № 4. С. 177–181.
[2] Суворов Н.С. Курс церковного права: в 2 т. Ярославль, 1889. Т. 1. С. 303–319; Соколов Иоанн, архим. Опыт курса церковного законоведения. СПб., 1851. Т. 1. Раздел 1. С. 24, 25.
[3] Бабкин М.А. Священство и царство. Россия, начало XX века – 1918 год. М., 2011.
[4] См.: Журналы заседаний Временного правительства: в 4 т. 2001. Т. 1: Март–апрель 1917 г.; 2002. Т. 2: Май–июнь 1917 г.; 2004. Т. 3: Июль–август 1917 г.; 2004. Т. 4: Сентябрь–октябрь 1917 г. М., 2001–2004.