Вы здесь
Радченко А.В. Архивы в цифровую эпоху: ближе к людям, организациям и Интернету
Руководитель департамента по работе с архивами корпорации ЭЛАР – центра компетенций в сфере автоматизации государственных и муниципальных архивов Александр Владимирович Радченко рассказывает о перспективах развития архивной отрасли России с помощью современных технологий.
К 2024 г. Национальная программа «Цифровая экономика» предусматривает изменение большинства процессов государственного управления за счет перехода к использованию электронных документов и данных, создания взаимодействующей системы отраслевых программных платформ. Это призвано расширить возможности для граждан и организаций по взаимодействию с государством, обеспечить предоставление госуслуг в проактивном режиме (обмен информацией между ведомствами и запуск услуг без участия заявителя), а также устранить «цифровое неравенство» как в отношении доступа граждан и организаций к государственным сервисам, так и в части выравнивания уровня информатизации отраслевых институтов власти по всей стране.
Одна из важных составляющих процесса цифровизации – архивная отрасль, так как архивные учреждения являются хранителями и поставщиками значимой социальной информации, к которой обращаются граждане, организации и органы власти во многих жизненных ситуациях, включая подтверждение социальных статусов и исторических фактов, научную деятельность, генеалогические исследования.
Запрос от потребителей архивной информации
В последнее десятилетие архивы значительно продвинулись в сфере создания средств предоставления архивной информации. Действующий ПК «Архивный фонд» и проведенная оцифровка описей позволили достичь высоких показателей полноты и качества учета фондов. Внедрение современных автоматизированных информационных систем на уровне субъектов Российской Федерации и отдельных архивных учреждений создало основу для обслуживания пользователей в читальных залах и исполнения социально-правовых запросов. Однако стоит отметить недостаточную реализацию потенциала присутствия в Интернете и использования открытых цифровых каналов для предоставления архивной информации потребителям.
Современным потребителям – гражданам в целях генеалогических исследований, научной работы или культурного просвещения необходимо обращение к архивам в ежедневном режиме, привычным способом – со своего компьютера или мобильного телефона, вне зависимости от местонахождения (принцип экстерриториальности). Несмотря на создание сайтов и порталов архивными службами и учреждениями, этот спрос не удовлетворен. Для поиска информации пользователи вынуждены заходить и авторизовываться на десятках сайтов, причем в большинстве случаев не могут получить справку из в конкретного учреждения удаленно в электронном виде.
Таким образом, в обществе есть явный запрос на создание единых, удобных средств доступа к архивной информации вместо уже практически не имеющих обоснований в современном мире затрат (временных и финансовых) на поездки в архивы. Создание таких механизмов может стать мощным фактором популяризации архивов и привлечения новых пользователей.
В свою очередь, потребителям – организациям (Пенсионный фонд России – ПФР, службы соцзащиты, МФЦ и пр.) при оказании государственных и муниципальных услуг нужно быстрое взаимодействие с архивами в электронном виде по линии социально-правовых запросов, так как это отражается на основных показателях их деятельности и удовлетворенности граждан.
В дополнение назовем и третий общественный запрос – массовую потребность организаций – источников комплектования в снижении затрат на управление архивными документами, их подготовку и передачу на постоянное хранение, поскольку эти статьи расходов являются непрофильными для всех организаций и влияют на общие экономические показатели. Очевидно, что ввиду разнообразия и огромного количества организаций решение для них должно быть единым и стандартизованным.
Перспективы технологического скачка
Существует понимание, что ответом на как минимум три востребованных в обществе запроса может стать изменение подхода к цифровизации архивной отрасли – переход от разработки и тиражирования отдельных архивных систем и проектов к созданию единой платформы, содержащей унифицированный набор сервисов для всех архивных учреждений, граждан и организаций. Такой подход сегодня признан Министерством связи и Правительством Российской Федерации как наиболее эффективный механизм распространения успешных практик. В пользу этого решения говорят также планы цифровизации смежных сфер госуправления: перенос Ростелекомом всех региональных порталов госуслуг на Единый портал государственных услуг (ЕПГУ), создание отраслевых программных платформ ПФР и другими ведомствами – потребителями архивной информации.
Имеются все основания говорить о готовности архивной отрасли к преодолению этой «последней мили» цифровизации, поскольку существует возможность интеграции в единую платформу ряда готовых, передовых разработок, реализованных архивными учреждениями и службами России. Ее основой может стать разрабатываемая по заказу Федерального архивного агентства ИС УИКАД – комплексная облачная информационная система, призванная предоставить федеральным архивам единый набор средств автоматизации архивных функций, готовые средства ведения единого НСА, интеллектуального поиска по НСА, авторизации через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА), заказа услуг через личные кабинеты пользователей, приема и проведения платежей за отдельные услуги через Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) и т. д. (Последняя будет введена в эксплуатацию с принятием необходимых изменений в законодательные акты.)
Это решение может быть в короткие сроки масштабировано на уровень региональных и муниципальных архивов. Таким образом, каждый подключенный архив получит наиболее развитый на сегодня набор сервисов автоматизации и взаимодействия с пользователями и, загрузив НСА, – возможность тут же начать предоставлять электронные услуги через ЕПГУ и пользоваться другими преимуществами цифровой платформы.
В перспективе формат единой платформы подразумевает устранение «цифрового неравенства» – всем архивным учреждениям, независимо от текущего уровня информатизации и финансовых условий, будут предоставлены равные возможности по автоматизации деятельности и оказанию услуг, а граждане смогут обращаться к ресурсам и услугам любого архива в онлайн-режиме.
Готовые компоненты единой платформы
Архивными службами и учреждениями России создан ряд технологических заделов, которые могут быть гармонично интегрированы в единую платформу архивов для удовлетворения потребностей граждан и организаций. Уже сегодня есть понимание, что в составе единой платформы необходима реализация сервисов взаимодействия архивов с ПФР, МФЦ и другими потребителями архивной информации в электронном виде. Такая возможность есть и может быть осуществлена путем включения в состав единой платформы готовых, прошедших опытную эксплуатацию в ряде регионов механизмов интеграции с ПФР, МФЦ. При этом стоит отметить, что интеграция с платформами ПФР может быть достигнута централизованно на федеральном уровне, в то время как интеграция с МФЦ потребует подключения к компонентам электронного правительства в каждом отдельном субъекте Российской Федерации. Реализация этих функциональных возможностей обеспечит оперативное предоставление архивных справок и выписок в электронном виде по социально-правовым запросам граждан и органов власти, что повысит качество предоставления большинства социальных госуслуг.
Ожидается, что в ближайшие три года на всей территории России проявится и будет остро востребована задача приема электронных документов на архивное хранение. Такая потребность связана с завершением первого цикла накопления электронных документов (подлинников), обусловленного внедрением электронного документооборота на региональном и ведомственном уровнях.
Создание единой платформы позволит решить эту задачу. Уже сегодня зафиксирована положительная опережающая практика автоматизации и нормативного регулирования данных процессов на региональном уровне – проект по сопряжению Единой системы электронного документооборота и Единой архивной информационной системы Республики Татарстан. Уже на первом этапе создания единой платформы может быть реализован прием электронных документов от источников комплектования федерального уровня (Администрация Президента, федеральные органы исполнительной власти, органы законодательной и судебной власти), испытывающих в этом острую потребность.
Наличие таких функциональных возможностей в единой платформе обеспечит прием электронных документов от всех заинтересованных организаций – источников комплектования на территории России, независимо от наличия у архива собственных мощностей для хранения цифровых ресурсов (использование мощностей Центра обработки данных).
Дополнительные возможности популяризации и развития
В заключение отметим еще один немаловажный аспект. Реализация единой программной платформы приведет к замене сотен сайтов агрегированной, узнаваемой точкой доступа к архивным услугам и ресурсам, т. е. самодостаточным средством популяризации архивных услуг и проектов. Это откроет возможность применения огромного диапазона цифровых механизмов по привлечению пользователей. Единая платформа обеспечит полную прозрачность и управляемость процессов оказания архивных услуг, сбор и анализ статистики о деятельности учреждений в различных срезах и таким образом станет инструментом проведения планомерной и скоординированной политики развития отрасли.
В качестве приоритетных шагов уже сейчас может рассматриваться создание личных кабинетов для организаций – источников комплектования с функциями ведения учета своих документов, отнесенных к составу Архивного фонда Российской Федерации, автоматизированной подготовки описей и документов для ЭПК. Цифровизация этих процессов снимет часть нагрузки с самих организаций и предоставит архивным учреждениям эффективный механизм планирования деятельности.
Таким образом, за счет скоординированного подхода, основанного на консолидации имеющихся разработок, уже к 2024 г. могут быть значительно увеличены показатели качества и объема исполнения архивных услуг, а сама архивная отрасль приближена к лидерам по уровню проникновения технологий и эффективности взаимодействия с гражданами и организациями.