Вы здесь
Руководитель Росархива А.Н. Артизов принял участие в круглом столе, посвящённом 80-летию начала Второй мировой войны
14 августа 2019 г. в Доме Российского исторического общества состоялся круглый стол, посвящённый 80-летию начала Второй мировой войны, который провёл председатель РИО С.Е. Нарышкин. Участие в обсуждении приняли Руководитель Росархива, член Президиума РИО А.Н. Артизов, заместитель председателя РИО академик А.О. Чубарьян, заместитель министра обороны РФ – начальник Главного военно-политического управления Вооружённых Сил Российской Федерации А.В. Картаполов, директор Историко-документального департамента МИД России, член Совета РИО Н.М. Баринова, известные российские историки и общественные деятели. В ходе дискуссии прозвучали современные оценки Договора о ненападении между СССР и Германией от 23 августа 1939 года.
Открывая заседание круглого стола, С.Е. Нарышкин отметил, что применять к советско-германскому договору логику современных международных отношений столь же анахронично, как выдвигать упреки США в аннексии Техаса. По словам председателя РИО, в 1939 году западные державы – Великобритания, Франция, США – поставили собственные интересы выше интересов остальных членов мирового сообщества. В этих условиях советско-германский договор (заключённый по инициативе Германии) был вынужденным шагом со стороны Москвы. Только реализм и взаимное доверие в отношениях между государствами могут стать преградой на пути повторения трагических событий 1939 – 1945 гг.
Руководитель Росархива начал своё выступление с анонса выставки «1939 год. Начало Второй мировой войны», открытие которой предстоит 20 августа, и запускаемого одновременно с ней интернет-проекта, посвящённого той же теме. Он кратко охарактеризовал состав и тематическую направленность экспозиции, особо подчеркнув её уникальность и тот вклад, который она вносит в приращение исторических знаний. «Собранные в одном комплексе архивные материалы, – отметил А.Н. Артизов, – подтверждают: так называемый «пакт Молотова – Риббентропа» – закономерный результат «политики умиротворения германского агрессора, реализуемой западными державами (в первую очередь Великобританией и Францией). Своё согласие на договор с Гитлером советское руководство дало лишь тогда, когда стал ясен характер и состав англо-французской военной миссии в Москву. Это было сделано в атмосфере всеобщего недоверия, которая сложилась тогда в Европе. Сегодня нам всем надо помнить, что обстановка взаимного недоверия, отказа от переговоров – это благоприятная среда для возникновения войн и конфликтов». Для иллюстрации основных положений своего сообщения Руководитель Росархива привёл цитаты из документов, представляемых в рамках проекта.
Научный руководитель Института всеобщей истории РАН, академик А.О. Чубарьян охарактеризовал основные причины возникновения Второй мировой войны, такие как бездействие международных институтов (Лиги Наций), отсутствие международно признанных правовых актов, осуждающих расизм и агрессию, спад антивоенного движения к концу 1930-х гг., недооценка военной угрозы и непонимание западными правительствами масштабов грядущей войны. По словам академика А.О. Чубарьяна, в современной западной историографии наблюдается спад интереса к теме начала Второй мировой войны (он сохраняется лишь у польских и прибалтийских историков). Тем не менее, подчеркнул академик, российские историки готовы к теснейшему сотрудничеству с зарубежными коллегами в исследовании любых спорных тем.
Генерал-полковник А.В. Картаполов проинформировал участников круглого стола об историко-мемориальных проектах, поддерживаемых Министерством обороны, в частности, о сайте «Дорога памяти».
Президент Фонда исторической перспективы Н.А. Нарочницкая заметила, что «пакт Молотова – Риббентропа отнюдь не был спусковым крючком Второй мировой войны… накануне его заключения СССР оказался в геополитическом мешке; если бы этот договор не был бы заключён, гитлеровские армии смогли бы в начале военных действий оттеснить нас почти до Урала, и тогда нешуточная схватка началась бы на Дальнем Востоке…». Н.А. Нарочницкая подчеркнула, что советско-германский договор обеспечил СССР выходы к морю и защитимую конфигурацию границ.
Директор Института российской истории РАН, член Президиума РИО Ю.А. Петров отметил, что сегодня многие западные историки склонны признавать мюнхенский сговор лишь «неудачным компромиссом» с Гитлером. По словам Ю.А. Петрова, большинство российских исследователей убеждены, что заключение советско-германского договора о ненападении не оказало влияния на решение нацистского руководства начать войну: план нападения на Польшу был утверждён ещё в апреле 1939 года.
Ветеран СВР В.П. Губернов рассказал о некоторых секретных материалах, полученных советской разведкой (в частности, о записях бесед западных политиков и дипломатов, добытых советскими резидентурами). Они свидетельствуют о желании тогдашнего руководства Англии, Франции и Польши перенаправить гитлеровскую агрессию на Советский Союз.
Научный сотрудник Германского исторического института в Москве С.В. Кудряшов представил новое издание Вестника Архива Президента Российской Федерации «СССР – Германия: 1932–1941». Сборник, содержащий комплекс ценных исторических документов, подготовлен в сотрудничестве с фондом «История Отечества». По словам С.В. Кудряшова, все документы из Архива Президента России о событиях, связанных с заключением советско-германского договора от 23 августа 1939 года, в настоящее время рассекречены и доступны исследователям.
Директор Института внешнеполитических исследований и инициатив, член Общественной палаты Российской Федерации В.Ю. Крашенинникова ещё раз подчеркнула актуальное звучание главного урока событий 1939 года – необходимость создания системы общей безопасности в Европе и мире, основанной на взаимном доверии.
В заключение С.Е. Нарышкин пожелал участникам круглого стола дальнейших успехов в развитии историко-просветительских проектов – в частности, связанных с оцифровкой трофейных и перемещённых документов стран-сателлитов гитлеровской Германии.