Вы здесь
Кино: организация управления и власть. 1917–1938 гг.: Документы
Кино: организация управления и власть. 1917–1938 гг.: Док. / Сост. А.Л. Евстигнеева. М.: РОССПЭН, 2016 г. – 606 с. – 1000 экз.
Выход в свет рецензируемого сборника документов следует рассматривать как важный вклад Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) в историографию советского кино и отечественную археографию. Составителю удалось убедительно раскрыть избранную тему, отобрав для издания документы не только названного, но и еще двух федеральных хранилищ: Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) и Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ).
В сборник включена разнообразная делопроизводственная документация (постановления, приказы, распоряжения, протоколы и стенограммы заседаний, переписка и др.) органов государственной власти и управления, а также партийных структур (Совнаркома, Наркомата просвещения, Главполитпросвета, Совета труда и обороны, Госкино, Госплана, ЦК партии, Моссовета и др.), в том числе ряд важнейших нормативных актов, опубликованных в официальных изданиях – Собрании узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства РСФСР, Собрании законов и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства РСФСР, «Известиях ВЦИК», «Известиях Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов города Москвы и Московской области», «Известиях Петроградского совета рабочих и красноармейских депутатов», «Северной коммуне». Нашлось здесь место и уставным документам негосударственных организаций, например Общества друзей советского кино (Док. № 130) и Всероссийского общества друзей советской кинематографии и фотографии (Док. № 166), свидетельствующим о поисках во второй половине 1920-х гг. рациональной системы управления кинопроизводством.
Очевидное стремление составителя к полноте охвата исторических источников оказалось весьма плодотворным, реализовавшись в главное достоинство сборника. Он последовательно раскрывает процесс становления отечественного кино в организационном (Док. № 12, 35, 158, 228 и др.) и техническом (Док. № 221) плане. При этом не забыт и так называемый человеческий фактор. Среди опубликованных документов присутствует постановление Совнаркома СССР от 29 января 1929 г. «О персональном составе Кинокомитета при Совнаркоме СССР» (Док. № 159), из которого узнаем, что в составе руководящих органов кино тогда находились выдающиеся режиссеры В.И. Пудовкин и С.М. Эйзенштейн. Другие документы сборника свидетельствуют об участии в управлении киноделом известных политических деятелей, например Я.Э. Рудзутака (Док. № 159, 168) и М.Е. Рютина (Док. № 173, 177, 179).
Всего в сборник включено 234 документа, в том числе 150 из РГАЛИ, 27 – ГАРФ и 15 – РГАСПИ. Все они расположены в хронологическом порядке.
Очень важной для раскрытия взаимоотношений творческих работников и представителей власти является запись беседы С.М. Эйзенштейна и Г.В. Александрова с членом ЦКК ВКП(б) Н.И. Подвойским (Док. № 147), иначе, чем прежде, раскрывающая роль Эйзенштейна и его ученика в установлении цензуры в кино и введении системы государственного заказа. Стенограмма показывает, что Сергей Михайлович был активным инициатором и вдохновителем тотального государственного контроля в процессе производства фильмов. Что касается Григория Васильевича, то он и в середине 1950-х гг., в отличие от коллег (И.А. Пырьева, М.К. Калатозова, А.Б. Столпера), не выступал с резкой критикой системы управления, сложившейся в сфере кино уже к концу 1930-х гг. Опубликованные документы, например письмо председателя Всесоюзного комитета по делам искусств при СНК СССР П.М. Керженцева на имя И.В. Сталина и В.М. Молотова с предложениями о перестройке управления киноделом от 25 октября 1937 г. (Док. № 226), отражают односторонние попытки авторитетных глав ведомств вступить в прямой диалог с высшим руководством страны. Схожая ситуация сложилась десятью годами ранее с «Проектом положения о Культобъединении Госкино от 31 января 1924 г.» (Док. № 84). К сожалению, из сборника документов неясно, что стало с этими проектами.
Сборник снабжен научно-справочным аппаратом (НСА), где центральное место по традиции занимает предисловие. Достаточно подробно и полно здесь раскрыты важнейшие этапы становления отечественного кино, от выхода постановления «О контроле в кинопредприятиях» 4 марта 1918 г. до создания Комитета по делам кинематографии при Совнаркоме СССР 23 марта 1938 г. А.Л. Евстигнеева в предисловии к сборнику, где достаточно подробно охарактеризованы источники, обосновывает и его хронологические рамки: длительный этап «поисков оптимальной формы руководства киноделом от начала до его логического завершения» (С. 13), что нам представляется дискуссионным. Ведь если принять во внимание высказывания некоторых ведущих отечественных режиссеров, например И.А. Пырьева в середине 1950-х гг. («…нам надо переорганизовать производство. Упразднить вообще старую систему, существующую с 1937 г., которая мешает нам, связала нам руки»[1]), а также неоднократные попытки реформирования системы управления кинопроизводством и после 1938 г., то о «логическом завершении» вряд ли можно говорить, как и о том, что последующие 15 лет система «почти не менялась» (С. 10). На самом деле реформирование этой сферы культурного строительства происходило в послевоенный период. Достаточно вспомнить решение ЦК ВКП(б) от 24 апреля 1947 г. о художественном совете Министерства кинематографии СССР или циркулярное письмо последнего 1948 г., согласно которому был изменен порядок утверждения актерских проб: Министерство кинематографии СССР извещало, что теперь только оно может утверждать пробы актеров. Это решение в значительной степени повлияло на работу режиссеров над фильмами.
Очень важным элементом НСА документального издания, учитывая его тематическую направленность, является хроника основных преобразований по реформированию учреждений отечественной кинематографии, помещенная в приложении (С. 535–565). Имеется также глухой именной указатель. Особо отметим насыщенный иллюстративный ряд, где представлены репродукции редких архивных фотографий из РГАЛИ по истории отечественного кино.
Вместе с тем, как всякий значительный труд, рецензируемый сборник не избежал отдельных погрешностей. Они в основном касаются НСА, которому не хватает системности. Читателю было бы проще ориентироваться в хитросплетениях и изменениях в руководстве кинопроцессом рассматриваемого периода, если бы сведения о всех упомянутых лицах (биографические справки) помещались в особом разделе. Это тем более важно, поскольку имена многих руководителей кинопроизводства 1920-х гг. мало известны широкой публике. Примечания по содержанию некоторых документов (Док. № 84, 226) стоило бы дополнить информацией о судьбе предложений по реорганизации кинодела, высказанных их авторами. В аннотациях опубликованных фотодокументов необходимо устранить атрибутивные неточности: на одном из снимков 1929 г. А.И. Микоян, стоящий на трибуне мавзолея В.И. Ленина, ошибочно назван Г.К. Орджоникидзе (на вклейке).
В целом это добротное издание, способное послужить важным подспорьем для всех изучающих историю отечественного кино, систему государственного управления. Оно позволяет шаг за шагом проследить постепенную трансформацию управления в области кино, завершившуюся выделением его в самостоятельную отрасль и созданием в 1938 г. Комитета по делам кинематографии при СНК СССР. Его выход в свет следует рассматривать как весомый вклад не только в публикацию, но и в систематизацию документов о кино периода 1917–1938 гг. Книгу можно поставить в один ряд с такими сборниками, как «Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б)–ВКП(б), ВЧК–ОГПУ–НКВД. 1917–1953 гг.» (РГАСПИ, 1999 г.), а также «Аппарат ЦК КПСС и культура. 1953–1957» (РГАНИ, 2001 г.)[2]. Надеемся, что публикация архивных документов будет продолжена как в отношении кино второй половины XX в., так и по другим сферам культуры.
М.М. ГЕРШЗОН
[1] РГАЛИ. Ф. 2329. Оп. 2. Д. 342. Л. 108.
[2] См. также публикации РГАЛИ: «Великая книга дня…» Радио в СССР: Док. и материалы. М., 2007; Между молотом и наковальней. Союз советских писателей СССР: Док. и коммент. Т. 1: 1925 – июнь 1941 г. М., 2010; «Мы предчувствовали полыханье…» Союз советских писателей СССР в годы Великой Отечественной войны: Док. и коммент. Т. 2. Кн. 1: 22 июня 1942–1943 г.; Кн. 2: 1944. – 2 сентября 1945 г. М., 2015.