Чин избрания на патриарший престол Никона.
1652 г.

Столбец из делопроизводства Приказа Тайных дел. Скоропись XVII в.
Рукопись с многочисленными правками, уточняющими действия различных участников церемонии.
Предположительно правка внесена царем Алексеем Михайловичем.
35,0 х 15,0.
Российский государственный архив древних актов. Ф. 27. Оп. 1. Д. 75. Л. 1-68.

Документ является «чином» (церемониалом) поставления монаха Никона на российское патриаршество. Патриарх Никон (в миру – Никита Минин) родился 7 мая 1605 г. в бедной крестьянской семье. В 30 лет принял постриг и благодаря замечательным способностям сделал успешную карьеру. Был замечен царем Алексеем Михайловичем, с которым сблизился – царь даже называл его «собинным» другом. 25 июля 1652 г. был поставлен на патриаршество. Уже на следующий год начал свою реформаторскую деятельность, связанную с унификацией обрядности православного богослужения. Впоследствии пытался оказывать слишком активное влияние не только на церковные дела, но и на государственное управление, что вызвало недовольство царя. Никон удалился в монастырь, не сняв с себя сана патриарха, но перестав выполнять свои обязанности. В 1660 г. был лишен сана и до своей смерти в 1681 г. находился в разных монастырях.
 

«...Но токмо архидьякон положит на него шапку святительскую, понеже Симоновского монастыря архимандриту дана до сего времяни, а сак и амофор на него положит, Нико[н] митрополит во олтарь как поставление совершит перед пресветым. И писано о том ниже сего.

А как на новопоставляемого священныя ризы, и сак, и амофор, и шапку положат, и митрополит велит ему до времени побыть тут, в пределе Похвалы Пречистые Богородицы. А сам поидет в соборную церковь и станет на уготованном своем на высоком месте для патриаршеского ставленья, и облачится во вся святительская, и творит вход и архиереиския молитвы по обычаю…

А властем белым и черным облачитися в олтаре и говорить вход. И потом архиереиские ж молитвы, коиждо себя и друг друга поминает…

И потом егда приидет время и вся уж к поставлению уготованна будет, и тогда благочестивый и христолюбивый великий государь, царь и великий князь Алексей Михайловичь всеа Русии самодержец повести придет [из] своих царских полат в соборную и апостольскую церкву Пречистыя Богородицы во всем своем царском достоянии, в венце и в диадиме, с скифетром. А за ним, государем, придут бояре и все его царскии слуги в золотном платье и в чорных шапках. А в те поры звонит яко ж обычаи обдержит звонить к царскому выходу...».