Из воспоминаний зам. Главного конструктора ОКБ-1 Е.В. Шабарова о подготовке космических кораблей к первому пилотируемому полету.
18 апреля 1991 г., Москва.

РГАНТД. Ф. 99. Ед. хр. 937. Расшифровка фонозаписи на магнитной ленте. Время звучания – 28 мин.

Шабаров Евгений Васильевич (1922–2003), ведущий специалист и технический руководитель работ в области наземных и летных испытаний изделий РТ и РКТ. Принимал участие в подготовке и проведении испытаний первых отечественных баллистических ракет дальнего действия, геофизических высотных ракет, ракет-носителей, в обеспечении испытаний, подготовки к пускам практически всех изделий РКТ. К.т.н. (1959). С 1946 – в ОКБ-1 (ЦКБЭМ, НПО «Энергия», РКК «Энергия» им. С.П. Королева): инженер-конструктор; ст. инженер-конструктор; начальник группы, сектора; зам. начальника отдела; с 1959 по 1966 – помощник гл. конструктора; зам. гл. конструктора. Герой Социалистического Труда (1961). Лауреат Ленинской премии (1966). Награжден орденами Ленина (1957), Трудового Красного Знамени (1956, 1976).

[...][1]

Летная отработка «Востока»

После длительных обсуждений и споров было принято решение о выделении семи кораблей «Восток» для проведения отработки их в летных условиях.

Принципиальная схема полета «Востока» проходила по орбите искусственного спутника Земли, спуск с орбиты – с помощью тормозной двигательной установки, спуск баллистический. На высоте 7 км от Земли происходило катапультирование космонавта совместно с креслом. На высоте 3 км производилось катапультирование космонавта[2] из кресла. Спускаемый аппарат, кресло и космонавт спускались на парашютах. Первый корабль «Восток» был выведен на орбиту 15 мая 1960 г.: основная цель и задача – опробование основных систем при орбитальном полете и спуске. Корабль был беспилотным, но оснащен средствами жизнедеятельности[3]. Орбитальный полет в течение семи часов прошел нормально, однако при отработке цикла спуска произошел отказ системы ориентации и выдачи цикла: спуск и задачи цикла были не выполнены. Следующий корабль 1К №1 был запущен 28 июля 1960 года. Корабль был в полной комплектации, однако, вследствие аварии носителя на 37-й секунде полета[4] вывод на орбиту не состоялся. Корабль 1К №2 был запущен 19 августа 1960 года и просуществовал на орбите 25 часов[5]. Корабль был укомплектован животными на борту – собаками Белкой и Стрелкой. Программа полета и спуска были нормальными. Впервые в мире был осуществлен спуск с орбиты ИСЗ с возвращением животных в специальном контейнере. Корабль 1К №5 был [запущен] 1 декабря 1960 года. Орбитальный полет был в течение 25 часов[6] и проходил нормально, однако вследствие отказа цикла спуска приземление не было выполнено[7]. Корабль 1К №6 запущен 22 декабря 1960 года, однако вследствие аварии двигательной установки третьей ступени ракетного носителя вывод на орбиту не состоялся. Спускаемый аппарат[8] отделился и приземлился в Якутии[9]. Корабль 3К №1 в полной комплектации бортовых систем, с макетом человека и собакой Чернушкой был запущен 9 марта 1961 года. Корабль выведен на орбиту. Полет на орбите и цикл спуска прошел нормально. Корабль 3К №2 в полной комплектации с манекеном и собакой Звездочкой запущен 25 марта 1961 года. Программа орбитального полета и цикл спуска были выполнены.

Запуски семи кораблей позволили отработать все бортовые системы, определить их реальные характеристики и устранить в последующих кораблях выявленные недостатки; отработать технологию подготовки корабля к полету и применяемую документацию; отработать взаимодействие вновь созданных служб космодрома; отработать методику управления полетом корабля на орбите и получить практические навыки управления полетом; отработать обнаружение, поиск и эвакуацию космонавта после приземления; отработать методики взаимодействия полигонного и командно-измерительного комплексов и документации; задействовать взаимосвязанную работу измерительных пунктов.

Все это позволило приступить к осуществлению полета человека на корабле «Восток», который состоялся 12 апреля 1961 года. Основными руководителями работ по летной отработке ракеты-носителя и корабля «Восток» помимо главных конструкторов были: от промышленности – [Л.А.] Воскресенский[10], [Б.Е.] Черток[11], [Е.В.] Шабаров, [Б.А.] Дорофеев[12], [Д.И.] Козлов[13], [О.Г.] Ивановский[14], [Е.А.] Фролов[15], [В.П.] Финогеев[16], [П.Ж.] Крисс, [?] Маслов, [В.С.] Радутный[17], [Б.И.] Хлебников[18], [?] Антонов, Анатолий Петрович Абрамов[19]; от Министерства обороны – [А.И.] Кутасин[20], [П.А.] Агаджанов[21], [А.С.] Кириллов[22], [А.Г.] Карась[23], [Е.И.] Панченко, [В.С.] Патрушев, [В.А.] Булулуков[24], [А.А.] Васильев[25], [А.И.] Нестеренко[26], [К.В.] Герчик[27].

Из семи кораблей «Восток», назначенных для летной отработки, два корабля погибли из-за аварий [первой ступени] ракеты-носителя и блока «Е», два корабля свои задачи выполнили не полностью, полеты остальных кораблей, включая и два последних, были успешными.

Следует отметить, что в настоящее время ходит много слухов и разговоров о полетах человека в космос до полета Гагарина. Со всей ответственностью, как человек, руководивший подготовкой всех непилотируемых и пилотируемых кораблей «Восток», заявляю, что это чистый вымысел. На всех семи кораблях типа «Восток», назначенных для отработки их летных условий, человек не смог бы выжить из-за особенностей их комплектации, и только корабль «Восток» для Юрия Алексеевича Гагарина был полностью готов осуществить полет человека. Мне приходилось в силу своих служебных обязанностей за 15 минут до пуска подписывать заключения о возможности проведения пуска ракеты-носителя и корабля, после чего Сергей Павлович Королев писал: «Пуск разрешаю». Я бы знал, наверное, что за два часа [до запуска] вместо манекена или собаки был посажен живой человек. Мне было поручено Сергеем Павловичем Королевым вести работы по экспериментальной отработке ракеты-носителя и корабля «Восток». Все запуски тяжелой ракеты-носителя, начиная с 1957 года, и корабля «Восток», начиная с мая 1960 года, проводились при моем непосредственном участии. Еще раз свидетельствую, что до полета Гагарина никаких полетов или попыток полета человека в космос не предпринималось. Юрий Алексеевич Гагарин является первым человеком планеты, совершившим космический полет.

 

РГАНТД. Ф. 99. Ед. хр. 937. Расшифровка фонозаписи на магнитной ленте. Время звучания – 28 мин.


[1] Опущен фрагмент воспоминаний, не относящийся к затрагиваемой теме.

[2] Речь идет об отделении космонавта с индивидуальной парашютной системой от кресла.

[3] СЖО отсутствовала.

[4] По другим данным – на 38-й секунде (см. «Пилотируемая космонавтика»).

[5] По другим данным – 27 часов (Энциклопедия «Космонавтика», с. 67).

[6] По другим данным – 24 часа (Энциклопедия «Космонавтика», с. 67).

[7] Приземление не было выполнено из-за снижения СА по нерасчетной траектории. Не зафиксировав вхождение корабля в плотные слои атмосферы, специальное автоматическое устройство осуществило его самоподрыв.

[8] 22 декабря 1960 г. космический корабль с собаками Кометой и Шуткой вследствие аварийного отказа двигателя третьей ступени совершил суборбитальный полет, но благополучно возвратился на Землю. Собаки оставались в спускаемом аппарате из-за несрабатывания катапультирующей системы, что, тем не менее, подтвердило возможность приземления космонавта в СА.

[9] В Красноярском крае в 60 км от пос. Тура.

[10] Воскресенский Леонид Александрович (1913–1965). С 1954 по 1965 – зам. гл. конструктора ОКБ-1. Один из руководителей подготовки и пуска первого в мире пилотируемого корабля «Восток». Герой Социалистического Труда (1957). Награжден орденами Ленина (1956, 1961), Красной Звезды (1945), медалями.

[11] Черток Борис Евсеевич (род. 1912), ученый, конструктор, специалист в области разработки и создания систем для управления ракетами и космическими аппаратами. Академик РАН (2000). С 1946 – зам. главного инженера и начальника отдела систем управления НИИ-88. В 1950 – зам. начальника отдела, а в 1951 – начальник отдела систем управления ОКБ-1 НИИ-88. С 1974 – зам. генерального конструктора НПО «Энергия» по системам управления. В 1994–1999 им подготовлена серия «Ракеты и люди» из четырех монографий. Лауреат Ленинской (1957) и Государственной (1976) премий СССР. Награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции и др.

[12] Дорофеев Борис Аркадьевич (1927–1999), инженер-электромеханик. К.т.н. (1973). С 1959 по 1974 – пом. гл. конструктора; и.о. гл. конструктора; зам. руководителя комплекса; зам. гл. конструктора – научный руководитель тематического направления; зам. гл. конструктора – и.о. гл. конструктора темы ОКБ-1 (ЦКБЭМ). Лауреат Государственной премии СССР (1985).

[13] Козлов Дмитрий Ильич (1919–2009) – ученый, конструктор в области РКТ. Член–корреспондент РАН (1984). Заслуженный деятель науки и техники РФ. С 1961 – зам. Главного конструктора ОКБ-1 (с 1966 года – первый заместитель), начальник и Главный конструктор филиала №3. С 1967 года – первый заместитель Главного конструктора Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ), начальник и Главный конструктор Куйбышевского филиала ЦКБЭМ. С 1974 — начальник и Главный конструктор Центрального специализированного конструкторского бюро (ЦСКБ) , а с 1983 — начальник и Генеральный конструктор ЦСКБ, с 2003 – почетный генеральный конструктор ЦСКБ «Прогресс». Дважды Герой Социалистического Труда (1961, 1979). Лауреат Ленинской (1957) и Государственных (976, 1983) премий СССР, Государственной премии РФ (1994).

[14] Ивановский Олег Генрихович (род. 1922), кoнcтpyктop РКТ. C 1947 – в HИИ-88. С 1957 в OKБ-1 – зaм. вeдyщeгo кoнcтpyктopa пo пepвoмy и втopoмy ИCЗ, вeдyщий кoнcтpyктop «лyнникoв» (1957–1959), пилoтиpyeмыx КК «Bocтoк». Учacтвoвaл в пoдгoтoвкe KK «Bocтoк» к пepвoмy пилотируемому космическому полету. Вместе с Ф.А. Востоковым сопровождал Ю.А. Гагарина к КК «Восток». B 1961–1965 – нaчaльник oтдeлa BПК пpи Пpeзидиyмe CМ CCCP. B 1965–1976 – зaм. глaвнoгo кoнcтpyктopa мaшинocтpoитeльнoгo зaвoдa им. C.A. Лaвoчкинa. Лaypeaт Лeнинcкoй (1960) и Гocyдapcтвeннoй (1977) пpeмий СССР.

[15] Фролов Евгений Александрович (1927–2003), один из ведущих конструкторов космических кораблей «Восток» и «Восход». С 1953 работал в конструкторском и проектном отделах ОКБ-1, участвовал в создании изделий и их испытаниях. Ведущий конструктор по пилотируемым кораблям «Восток» и «Восход». Лауреат Ленинской премии. Награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета».

[16] Финогеев Владилен Петрович (род. 1928), ученый в области систем управления ракет. Д.т.н., профессор. В 1957–1970 – зам. главного конструктора НИИ автоматики и приборостроения, в 1970–1981 – зам. министра оборонной промышленности СССР, в 1981–2000 – зам. директора ЦНИИ автоматики и гидравлики. Герой Социалистического Труда (1961). Лауреат Ленинской премии (1959) и Государственной премии СССР (1976).

[17] Радутный Виктор Сергеевич (1925–1982), специалист работ в области испытаний ЖРД. К.т.н. (1967). Работал в ОКБ-456 (НПО «Энергомаш» им. академика В.П. Глушко): инженер-экспериментатор, ст. инженер, вед. инженер (1949–1958). С 1959 – в ОКБ-456: начальник отдела, в 1960–1982 – зам. гл. конструктора по летным испытаниям. Член Госкомиссий по проведению натурных испытаний двигателей. Лауреат Ленинской премии (1964).

[18] Хлебников Борис Иванович (1922–2000), специалист в области разработки и испытаний наземного оборудования РК и РКК. В 1956–1967 – ст. инженер, вед. инженер, зам. начальника отдела, начальник отдела КБОМ. Технический руководитель, участник разработки, монтажа, отладки и испытаний наземного оборудования на полигонах МО. Принимал участие в подготовке и пуске более 400 баллистических и межконтинентальных ракет, в запуске первого ИСЗ, первого космонавта Ю.А. Гагарина, всех последующих космонавтов до 1983. Герой Социалистического Труда (1961). Награжден орденами Ленина (1961), Дружбы народов (1982), «Знак Почета» (1957), медалями.

[19] Абрамов Анатолий Петрович (1919–1998), участник работ по созданию наземных комплексов (технических и стартовых позиций, экспериментальных установок) для первых отечественных баллистических ракет (БР) дальнего действия, межконтинентальных БР, включая ракету Р-7 и Р-9, и ракет-носителей (РН) космического назначения на основе модификаций ракеты Р-7; по обеспечению испытаний этих БР и РН. Руководитель работ по созданию и эксплуатации наземных комплексов для проекта Н-1 – Л-3. С 1947 по 1961 ст. инженер-конструктор, начальник группы, зам. начальника отдела, и.о. начальника отдела, начальник отдела ОКБ-1. Д.т.н. Лауреат Ленинской премии (1970).

[20] Кутасин Александр Иванович (1903–1978), генерал-лейтенант. В 1961 – зам. начальника Главного штаба ВВС по летной службе. Награжден орденом Красной Звезды (1961).

[21] Агаджанов Павел Артемьевич (1923–2001), руководитель работ по созданию КИК и управлению КА, генерал-лейтенант. Д.т.н. (1959), профессор (1965), чл.-корр. АН СССР (1984). С 1948 по 1958 в НИИ-4: вед. инженер, начальник отдела. Участвовал в разработке проблемных вопросов обеспечения измерений при летных испытаниях жидкостных ракет. Руководил испытаниями средств измерений на полигоне Капустин Яр. Научный руководитель проектирования, создания и испытаний измерительного комплекса космодрома Байконур. Один из участников формирования и создания КИК: зам. начальника Центра КИКа по измерениям и эксплуатации (1958–1968). Лауреат Ленинской премии (1957).

[22] Кириллов Анатолий Семенович (1924 – 1987), генерал-майор (1968). С 1955 проходил службу на полигоне Байконур начальником стартовой команды, начальником отдела полигона, начальником Первого управления полигона, зам. начальника полигона по космической тематике. Непосредственный участник подготовки и запуска пилотируемых космических кораблей, в том числе КК «Восток». Герой Социалистического Труда (1961).

[23] Карась Андрей Григорьевич (1918–1979). Генерал-полковник (1978). С 1951 проходил службу на полигоне Капустин Яр: нач. отдела штаба (1951–1952), зам. нач. штаба (1953–1956), нач. штаба (1957). Нач. штаба полигона Байконур (1957), научный консультант НИИ-4 МО (1957–1959), нач. Центра КИКа (1959–1965); начальник ЦУКОС (1965–1970), начальник ГУКОС (1970–1979). Руководил функционированием всех средств и систем КИКа. Участвовал во всех наиболее значимых запусках КА. Был членом и председателем Государственных комиссий. Лауреат Государственной премии СССР (1969). Награжден двумя орденами Ленина, двумя – Красного Знамени и др.

[24] Булулуков Владимир Алексеевич (род. 1929), специалист в области испытаний РКТ. Генерал-майор (1978). В 1960–1963 – старший инженер-испытатель. К.т.н. (1976). Лауреат Государственной премии СССР (1976).

[25] Васильев Алексей Алексеевич (1934–1981) инженер-механик (1957). К.т.н. (1966). С 1960 по 1978 работал в НИИ-88 – ЦНИИмаш: начальник группы, старший научный сотрудник, начальник лаборатории. Лауреат Государственной премии СССР (1973).

[26] Нестеренко Алексей Иванович (1908–1995), военный специалист-ракетчик. Генерал-лейтенант (1946). В 1946–1950 – первый начальник НИИ-4 МО СССР, в 1955–1958 – начальник 5-го НИП МО СССР. В 1958 по 1966 – член НТК Генерального штаба. Лауреат Сталинской премии (1951). Награжден тремя орденами Ленина, тремя – Красного Знамени, Трудового Красного Знамени и др.

[27] Герчик Константин Васильевич (1918–2001). Генерал-полковник (1976). К.в.н. (1967). С конца 1957 – начальник штаба полигона, с 1958 – начальник полигона 5 НИИП МО. С мая 1961 – зам. начальника Главного штаба РВСН по боевому управлению.