Вы здесь

Жакыпов М.Х. О новых технологиях в управленческой деятельности

Жакыпов М.Х. – Первый заместитель
заведующего Канцелярией Администрации Президента
Республики Казахстан (г. Астана)
 

Материалы Международной научно-практической конференции
«Правовые проблемы архивного дела в Евроазиатском регионе»
(В рамках проведения в Астане 3-й Общей конференции Евроазиатского
регионального отделения МСА (ЕВРАЗИКА)
(г. Астана (Республика Казахстан), 27 сентября 2002 г.)

В наступившем 21 веке в практике управления будет происходить такое глобальное изменение, как смена грубой власти информацией, приход плавности на смену командности. Мы уже говорим о таком явлении, как "власть информации", которая исходит из возможности доступа к нужной и важной информации и способности оперативно использовать ее для управления.

Как вам, наверное, известно, Президентом нашей страны Н.А. Назарбаевым принята Стратегия развития Казахстана до 2030 года, где одним из долгосрочных приоритетов определено "профессиональное государство, ограниченное до основных функций".

В целях повышения эффективности работы госорганов управления намечено расширение использования возможностей новых, в том числе информационных технологий.

Одним из первых актов Главы нашего государства, инициировавшим эту задачу, был его Указ от 31 июля 2000 г. № 427 "О мерах по улучшению работы государственного аппарата, борьбе с бюрократизмом и сокращению документооборота".

Правительству была поставлена задача разработать комплекс кардинальных мер по улучшению работы центральных и местных органов, оптимизации их организационных структур, сокращению числа управленческих звеньев, повысить роль и ответственность руководителей среднего звена - комитетов и департаментов в составе министерств, агентств и местных акиматов, исходя из стоящих перед ними стратегических целей и конкретных задач.

Кроме того, в целях совершенствования управленческих технологий и повышения компетентности кадров госслужбы поручалось разработать или пересмотреть регламенты работы, максимально рационализировать правила и процедуры учета, прохождения, согласования и контроля исполнения документов, принять радикальные меры по недопущению бумаготворчества, сокращению объемов и количества документов, а также разработать и реализовать комплексные планы повышения квалификации госслужащих.

Историческое значение этого Указа Президента Республики Казахстан заключается и в том, что впервые была поставлена задача ускорить формирование единого информационного пространства, до конца 2000 года приступить к поэтапному созданию Единой системы электронного документооборота государственных органов Республики Казахстан.

В настоящее время 1-я очередь этой системы внедряется в пилотной зоне – Администрации Президента, Канцелярии Премьер-Министра и некоторых других центральных госорганах.

Внедрение Единой системы позволит перейти на качественно новый уровень государственного управления, повысить оперативность и, главное, просчитанность принимаемых решений за счет информационной насыщенности и глубокой аналитической составляющей текущей работы госорганов, и одновременно резкое сокращение бумагопотоков между и внутри госучреждений.

Система предусматривает функционирование "электронного правительства" и "электронного парламента". Также будет Общая база данных открытой информации госорганов, общедоступная для всех структур и граждан страны, а часть ее будет интегрирована в международной сети. Это уже признаки открытого гражданского общества. Граждане смогут напрямую из Системы получать необходимые справки и другую информацию, не контактируя с чиновниками. Станет меньше очередей к кабинетам, меньше бюрократии и коррупции. Люди могут, если есть компьютер, сидя дома, получать необходимую информацию по своей жалобе. Кто не имеет компьютера, тот может воспользоваться "электронными киосками", стоящими в общественных местах, библиотеках, вузах, школах. Кстати, по заданию Президента в этом году завершена компьютеризация всех казахстанских школ. Эта Система тем более жизненно необходима для наших отдаленных районов и населенных пунктов.

По мнению независимых экспертов, в этом направлении мы опережаем всех в СНГ, а в создании Системы в масштабах страны – даже в мире.

Как вы понимаете, это не простая задача, разработка очень сложная и в интеллектуальном, и в техническом, а внедрение – и в психологическом отношениях. Конечно, стоит немалых денег. Но я знаю, что наши разработки обойдутся в 2-3 раза дешевле, чем закупать зарубежные компоненты, которые надо еще и приспосабливать к отечественной управленческой системе.

Мы стали применять и такую новую технологию как видеоконференцсвязь, через которую наш Президент со своего рабочего места проводит оперативные совещания с руководителями регионов в виртуальном режиме.

Надо сказать, что технологический прорыв стал возможен только при особом внимании, которое оказывает Президент нашей страны Нурсултан Абишевич Назарбаев. Неоднократно и в личных поручениях Правительству он учинял спрос за состояние работ в компьютеризации госуправления. Вот и в своем Послании народу Казахстана в этом году напоминал о поставленной задаче по внедрению электронного документооборота.

В заключение скажу, что Казахстан известен как богатая сырьевая страна, занимающая ведущее место в мире. Но у нас есть шанс, чтобы Казахстан стал лидером в сфере высоких технологий.

Хочу пожелать коллегам из братских республик СНГ успехов в многотрудном деле укрепления государственности своих стран.